Конечно, название у него гораздо длиннее, но суть сводится к тому, что у туристов может исчезнуть возможность посещения ряда исторических мест. В связи с этим появилось письмо в защиту культурного наследия.
Его на ежегодном собрании Содружества гидов Петербурга подписали 87 человек, в том числе один из инициаторов составления этого документа профессиональный гид-переводчик Татьяна Филимонова.
Корреспондент «МК в Питере» встретилась со специалистом, которая водит экскурсии в Нарвскую заставу, вместе с ней прогулялась по старинным улочкам и выяснила, в чем заключается важность и уникальность района, который многие годы грозятся застроить.
Сквозь эпохи.
Стоит отметить, что к просьбе об интервью Татьяна подошла со всей ответственностью. Взяла с собой микрофон и папку с заметками, пригласила составить компанию нескольких местных жителей. Получилась настоящая экскурсионная группа. Мы встретились в вестибюле станции метро «Нарвская» и тут же стали обсуждать хорошие новости: 15 марта городской парламент поддержал защиту Нарвской заставы от сноса — она сохранит статус зоны охраны объектов культурного наследия до 1 января 2029 года, к тому же поправка согласована в Министерстве культуры. Однако обо всем по порядку.
Первой точкой нашего маршрута стала доминанта площади Стачек — Нарвские триумфальные ворота. Как правило, именно здесь, под темно-зелеными сводами, и начинается экскурс в историю уникальной территории на юге Петербурга. Сооружение возвели по проекту Джакомо Кваренги в честь победы русской армии над наполеоновскими войсками в 1814 году. Изначально оно было деревянным и находилось ближе к Обводному каналу. В 30‑х годах XIX века арку перестроили, выполнив ее из кирпича и облицевав медью. Архитектор — Василий Стасов.
С площадки, где находятся Нарвские ворота, хорошо видно некоторые другие ключевые достопримечательности района, появившиеся в разное время. В совокупности они говорят нам о том, что местность, которую мы решили подробно изучить, застала несколько исторических эпох.
В XVII веке в районе Нарвской заставы находились деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, существовавшие еще до основания самого города на Неве. Значительные перемены произошли позднее, при первом российском императоре.
«Петр I обращает внимание на эту территорию вот по какой причине, — рассказывает Татьяна. — Идет Северная война. Петербург появляется практически в самом ее начале — в 1703 году. Земли нужно осваивать, и самодержец задумывает возведение роскошной императорской резиденции — Петергофа. Несмотря на рациональность мышления, царь был человеком чрезвычайно романтичным (согласитесь, необычное сочетание). Совершая свои многочисленные заграничные путешествия, он видел примеры городского благоустройства. И вот однажды по возвращении в Петербург он задумал построить самую красивую в России и Европе дорогу, получившую название Петергофской. Петру хотелось, чтобы, проезжая по ней, и жители, и гости города любовались великолепными домами, садами и парками».
Приобщая к культуре.
Если XVIII век для Нарвской заставы стал временем аристократических усадеб, то XIX век прошел под другим знаком и внес свои коррективы. С переводом из Кронштадта чугунолитейного завода (будущего Путиловского, а затем Кировского) район стал формироваться как промышленная зона. А после революции он, как и Петроград в целом, представлял собой образец идеального с точки зрения советской социалистической урбанистики города.
«Еще в 1919 году возник проект, получивший название “Зеленый шум”, предполагавший обеспечить людей наиболее комфортными условиями проживания, — продолжает Татьяна. — Очень большое внимание уделялось озеленению. Естественно, в самый разгар Гражданской войны технически и физически было просто не до того, поэтому к вопросу вернулись позднее. К десятилетию Октябрьской революции возникли новые проекты, результаты которых мы видим сейчас».
В 1925—1927 годах как раз возводится Дворец искусств Ленинградской области (первоначально Дом культуры Московско-Нарвского района, затем — Дворец культуры имени А. М. Горького), куда мы, перейдя по подземному переходу под проспектом Стачек, отправились дальше. Учреждение было популярным местом досуга рабочих. До этого подобных просто не существовало. Их заменяли синематограф или трактиры. Что касается последних, то их избыток оборачивался проблемами, связанными с алкоголизмом, бороться с которым решили, приобщая людей к культуре. «В ДК очень необычный зрительный зал. Он вмещает 2200 человек. И спроектирован таким образом, что происходящее на сцене видно абсолютно с любого места», — добавляет Татьяна.
Через дорогу напротив — Кировский универмаг. Один из объектов культурного наследия эпохи конструктивизма, посмотреть на которые, по словам экскурсовода, до некоторого времени приезжали даже иностранцы. Дело в том, что аналогов, сохранившихся в таком количестве и в составе единого архитектурного ансамбля, нигде в мире нет.
«В Кировском универмаге располагалась столовая. Приходя туда, рабочий садился за стол с белоснежной скатертью и вкушал пищу не только вкусную, но и духовную — там был еще концертный зал. Кроме того, в здании находилась так называемая фабрика-кухня. Задача ее заключалась вот в чем. Был такой лозунг “Долой кухонное рабство!”. То есть считалось, что женщина не обязана тратить массу времени на приготовление еды. Так вот за нее это могла делать фабрика-кухня. Опять же, думали о комфорте и удобстве человека», — поясняет гид.
«Хочу жить только здесь».
Погода стремительно портится. Снег сменяется то дождем, то чем-то похожим на град. Но мы не сдаемся и движемся дальше. На очереди жилые кварталы — изюминка нашего путешествия. По дороге до очередной точки сбора задаю Татьяне Филимоновой, которая, помимо того что водит в Нарвскую заставу экскурсии, еще и живет здесь, вопрос, с чем связано ее решение тут поселиться.
«Этот квартал привлек меня именно своей образцовостью, — объясняет она. — Когда я оказалась здесь впервые, у меня возникло ощущение, что это какое-то райское место, где тихо, спокойно, безопасно и ты забываешь о проблемах, присущих густонаселенным районам. Вот этот момент комфорта очень важен. Также у меня есть знакомые, которые не живут в Нарвской заставе, но с удовольствием приезжают сюда просто погулять. Особую атмосферу дарит лето. Например, в одном из дворов растет вишня, рядом с которой многие часто фотографируются».
Кажется, полностью поддерживает Татьяну сопровождавшая нас Елена Соловьева. Женщина вот уже 15 лет проживает в одном из домов на Баррикадной улице и иной судьбы просто не мыслит: «Я хочу жить только здесь, потому что другой перспективы для себя я не понимаю и не принимаю. Считаю, что аналогичной комфортной инфраструктуры в городе нет. И никто меня в этом не переубедит».
А речь вот о чем. Нарвскую заставу еще называют городом-садом. И неспроста. Милые цветные малоэтажные жилые дома здесь образуют целый архитектурный ансамбль. Они объединены между собой этакими полуарками (выигрышным образом перекликающимися по форме с Нарвскими воротами) и палисадниками между зданиями. Окружающее нас разительно отличается о того, что мы привыкли видеть, например, в центре города с его замкнутыми пространствами и дворами-колодцами. «Архитекторы подумали и о том, что комнаты должны находиться на солнечной стороне. Отсюда некая несимметричность входов в парадные», — добавляет Татьяна.
Принято думать, будто подобное благолепие привлекает людей исключительно старшего возраста. Заблуждение. Об этом мы уже на обратном пути в метро поговорили с жительницей одного из домов на улице Белоусова Анной Станкевич. Район, по ее словам, за последнее время «омолодился». «Здесь очень много ребят, как я их называю, святых новостроечных эмигрантов. Приезжают, вкалывают, вкладываются. Покупают или снимают. И очень хотят, чтобы им не мешали жить», — заключает наша собеседница.
Сама Анна въехала в новую квартиру примерно тогда же, когда это сделала Елена Соловьева. Говорит, только распаковала чемоданы и тут же попала в программу капитального ремонта домов. Сначала обрадовалась, ведь в здании обновили коммуникации и кровлю.
Но вместе с этим, а именно в 2009 году, заговорили о модернизации Нарвской заставы — квартал включили в программу реновации, осуществлять которую должна была «СПб Реновация» (в 2021 году вошла в ГК «Самолет»). В 2010 году компания заказала государственную историко-культурную экспертизу территории. В качестве ключевого критерия эксперты избрали «ансамблевость», то есть слаженность и гармоничность построек. И вот к какому выводу пришли: «Было признано целесообразным сохранить лишь наиболее ценные ансамбли и комплексы, максимально полно воплотившие установки советского градостроительства. Остальные комплексы застройки, имеющие отдельные ценные элементы и характеризующиеся различной степенью нарушений исторической планировки и застройки, представляется возможным реконструировать».
Реализация плана по разным причинам откладывалась, а в 2017 году программа реновации вовсе дала сбой, и большинство проектов пришлось заморозить. Казалось, что про Нарвскую заставу забыли. Позднее выяснилось, что лишь на время.
В 2019 году, как сообщало издание «Петербургский дневник» со ссылкой на депутата Алексея Ковалева, «СПб Реновация» попросила о продлении разрешения на снос старых домов еще на 10 лет, в ЗакСе установили срок — до 1 января 2023 года.
В августе 2022‑го стартовала общественная кампания в защиту квартала: активисты собирали подписи под петицией (опубликованной на соответствующей глобальной платформе) с требованием отменить план реновации и вернуть территорию в охранную зону, где запрещается уничтожение зданий до 1957 года постройки.
Чуть позже, в октябре, против ответственных лиц, заключивших договор на реновацию, Следственный комитет России возбудил уголовное дело, о чем Главное следственное управление ведомства по Петербургу рассказало в своем Telegram-канале. А в ноябре, писало издание ЗакС. Ру, местные жители обратились с коллективным иском в суд против губернатора и городского парламента. Тогда же была подана заявка в КГИОП с предложением включить некоторые постройки в реестр объектов культурного наследия. В середине февраля 2023 года стало известно о подготовке депутатами ЗакСа поправок к законодательству, позволяющих отложить снос домов в районе Нарвской заставы до 2029 года. Соответствующая новость 15 марта 2023 года появилась на сайте Законодательного собрания Петербурга.
Вместо послесловия.
В свое время печальная участь постигла улицу Чкалова в Гатчине. Ее, одну из старейших в областном городе, даже предлагали сделать пешеходной — там на каждом шагу стояли разные деревянные здания XIX века с башенками и верандами. Словом, что ни дом, то история. Однако добрую часть всего этого стерли с лица земли в ходе массовой перестройки в конце 1990‑х — начале нулевых годов.
В 2008‑м на «деревянной» улице, по воспоминаниям местных краеведов, вспыхнул пожар, в результате которого было утрачено с десяток важнейших памятников. Основной версией считался поджог, но виновных, говорят, до сих пор не нашли. Теперь же на Чкалова — сплошь новенькие гостиницы и элитарные малоэтажки. На возможную незаконность их возведения обращали внимание горожане. Корреспонденту «МК в Питере» удалось найти на официальном сайте Гатчинского района обращение от 6 мая 2018 года, автор которого напоминает: деревянный модерн является частью исторического центра Гатчины и среди прочего находится под защитой ЮНЕСКО. В ответ на это в комитете по градостроительству и архитектуре заявили: это зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки, и разрешения на строительство там выданы на основании предоставления застройщиками проектной документации.