Благополучное неблагополучие

Известный хабаровский педагог Александр Петрынин — о том, что общего между подростками питерского благополучия и окраинной бедности:

Источник: AP 2024

— Подростки группы риска в классическом понимании — это дети, которые живут на грани бедности, нищета толкает их в криминал или они оказываются в ситуации социального сиротства. Когда у них только один из родителей, а порой их вообще нет, ребенок отдан на воспитание бабушки. Это история нашего центра, именно такие дети попадают к нам.

В Санкт-Петербурге — другая картина, в отличие от Хабаровска там минимум неблагополучных и откровенно криминальных семей. Напротив, чаще всего родители — состоятельные люди, у них роскошная квартира на Невском или на Мойке, дорогая машина, на которой они возят своих детей в школу, а ребенок в какой-то момент теряет связь с отцом и матерью. Он одинок, потерян, попадает в дурную компанию и в конце концов оказывается на грани того, чтобы свести счеты с жизнью. Педагоги и психологи давно увидели эту проблему, но не знают, как ее решать.

Специалисты XIII международного образовательного форума, который недавно прошел в Северной столице, как раз и обсуждали вопросы работы с детьми, которые демонстрируют риски в социальном развитии.

Я, как приглашенный гость, представил проект Центра «Просто дети, не трудные». Мое глубокое убеждение, что нет трудных подростков, есть подростки, которым трудно. Так вот, мое выступление вызвало большой отклик у участников форума, бурную дискуссию и даже аплодисменты. Как потом отметили известные в Петербурге психологи: для них идеи хабаровских педагогов оказались настоящим открытием. То, что мы предлагаем — может быть весьма эффективным в работе с подростками, которые потеряли правильные ориентиры в жизни.

А суть моей идеи в том, чтобы показать детям: есть истинные трагедии, тяжелые судьбы, скорби, гораздо страшнее, чем у тебя. То есть твоя — не самая тяжелая. Ты счастливый человек, ты оказался в центре, избежал тюрьмы, у тебя есть руки и ноги. Ты здоров! А кто-то, живущий рядом, не может ходить и вообще двигаться. Вот это действительно несчастье, и таких детей наши воспитанники видели не раз, бывая в психоневрологическом интернате в Березовке.

Как после моего выступления отметили коллеги — одним из важнейших профессиональных уроков было еще раз вспомнить, что мощным форматом поддержки тем же подросткам является предоставление возможности тому, кому мы помогаем, ощутить себя в роли помогающего тому, кому еще труднее. Это известный феномен. У человека колоссальный потенциал оказания помощи другим! И когда он это делает, он самореализуется, повышает собственную самооценку. Подросток видит себя со стороны и ему становятся очевидны свои недостатки. Потом известный психолог сказала, что подобная практика может вызвать шок у детей. Я возразил, что Петербург — город с традициями, ленинградцы пережили Блокаду, они очень мужественные люди. Конечно, ребенка надо готовить к подобным встречам, говорить с ним, прежде чем вести в детский дом или дом малютки. И, понятно, делать это с согласия родителей.

Педагоги признавались, что они только собираются обозначить такую возможность и уже одно это может стать переломным моментом в судьбе подростка.

На примере нашего центра я показал, как меняются дети. Это не быстрый результат, а многолетняя работа. Мальчик учился у нас четыре года, пока не стал другим. И тогда осуществилась его заветная мечта, а хотел он потрогать облако руками. И это случилось на вершине Эльбруса, куда он попал как хороший воспитанник. Мы восхищаемся бюджетом на социальные проекты, которые может себе позволить Санкт-Петербург. У них есть то, о чем мы давно мечтаем, — социальная гостиная, центр для маленькой мамы. На это, к счастью, там не жалеют денег. Педагоги шутят, что в городе не хватает детей для всех социальных служб. Я мечтаю, что, когда мы окончательно переедем в новое здание, а возможно это станет с возведением мастерских и спортивного зала, в пристройке к старому зданию открыть, наконец, социальную гостиницу. Чтобы ребенок, которому некуда идти, мог пожить там какое-то время.

Формы неблагополучия могут быть разными, ребенок не обязательно голодный и брошенный, он может быть одет, обут, его воспитывают двое родителей. Вроде бы, есть среднестатистический достаток, а дети все равно бегут из дома, совершая противоправные поступки. При этом, родители не осознают в том своей вины, они готовы обвинять улицу, школу, государство, но только не самих себя. Существуют детско-родительские тренинги, родительские собрания, где взрослым предлагается рассказать о своем опыте воспитания. Им кажется, он успешный, а дети всем своим поведением сигнализируют о другом. И по мере погружения в тему, к родителям вдруг приходит прозрение, они видят, что они сделали не так, где были несправедливы, черствы, ошиблись, едва не погубив своего ребенка. Это очень тонкая и деликатная психологическая работа, но крайне необходимая, потому что на другой чаше весов судьба ребенка, который может просто погибнуть, или все же вырасти и стать человеком.