«Детей учить не надо». Классный руководитель — о том, как полюбить школу

Кириллу Пахмутову всего 24 года, но на его счету две победы в педагогическом конкурсе — городском и всероссийском.

Учитель физики, педагог-организатор школы № 108 Красноярска Кирилл Пахмутов признан лучшим в муниципальном конкурсе «Классный классный». Два года назад стал абсолютным победителем российского конкурса профмастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». А между тем этому молодому человеку всего 24 года, и он полностью опровергает мысль, что молодёжь не идёт в образование.

Ответ без вопроса

Вера Ракова, krsk.aif.ru: Кирилл Андреевич, вы окончили аэрокосмический колледж. Почему вы не продолжили свой пусть в машиностроении? А если хотели стать учителем, почему сразу не пошли в педуниверситет?

Кирилл Пахмутов: Из школы я ушёл после 9-го класса, хотелось самостоятельности, но педагогический колледж принимает только после 11-го. А поскольку я всегда увлекался наукой и изобретательством, то выбрал близкое мне направление. Сейчас об этом нисколько не жалею, ведь в аэрокосмическом колледже я возглавил волонтёрский центр, что заложило фундамент для моей дальнейшей работы. Мы ездили к детям с ограниченными возможностями, я проводил лето в загородных лагерях. Тогда и понял, что хочу передавать свои знания в области физики и машиностроения. Решил после окончания аэрокосмического поступать в педуниверситет. Но ещё на четвёртом курсе колледжа стал преподавать робототехнику в Центре дополнительного образования.

— А откуда у вас такое желание делиться знаниями? Обычно оно бывает у детей педагогов. Ваши родители — учителя?

— Мама — воспитатель в детском саду. Мы с сестрой часто играли в школу, помогали маме готовиться к новому году, а потом с одногруппниками приходили как волонтёры. Отец тоже немного связан с системой образования, работает в Центре содержания несовершеннолетних правонарушителей. Моя история случилась потому, что мне всегда нравилось делиться тем, что умею сам, а дети — это благодатная почва, они хотят учиться.

— Хотят учиться? Наоборот, всё чаще слышно, что дети в большинстве не хотят идти в школу, кто-то откровенно саботирует уроки…

— В любом ребёнке познавательный процесс заложен самой природой. Как только он начинает говорить, задаёт много вопросов. В начальной школе они звучат уже реже, а в средних классах практически не задаются вообще. Потому что в школе ученику дают готовые ответы, а он не успел ещё задать вопрос, у него не возник интерес. Задача любого педагога, особенно естественно-научного цикла, вызвать интерес и показать, что ребёнок сам может делать открытия.

Это касается не только школы, но и родителей. Когда ребёнок задаёт вопрос, не стоит отнекиваться, нужно постараться с ним поговорить. Но взрослые сами разучились задавать качественные вопросы. Помните, как в «Маленьком принце»? Что спросит родитель на рассказ ребёнка о том, что у него появился новый друг? Сколько ему лет, а не какой у него любимый цвет.

Педагог — не говорящая голова.

— Говорят, что сегодняшнее поколение очень сложное. Увлечено компьютерными играми, соцсетями, у него стёрты границы уважения к взрослым…

— Сложность заключается не в детях, а в том, что педагогу тяжело принять то, что сегодняшнее поколение детей само может нас чему-то научить. И в первую очередь понимать и принимать его эмоции, желания, чувства. Учителя раньше уважали только потому, что он был единственным человеком, который имеет знания. Сейчас же информацию можно черпать из многих источников. И педагог как говорящая голова не нужен.

Роль педагога меняется, он должен научить ребёнка хотеть учиться, а для этого необходимо понять и принять его таким, какой он есть. Я сам был сложным ребёнком, многое знал к первому классу, в школе мне было скучно. Меня пытались усадить, говорили, что мешаю. Тогда мама договорилась с учителем начальных классов, что я параллельно буду заниматься своей научной работой, и на уроках я делал то, что мне было интересно.

Когда нет внимания со стороны взрослых, учителей, родителей, тогда и появляется девиантное поведение. Конечно, в условиях массового образования охватить всех вниманием достаточно проблематично, но учителю нужно стараться искать ключики и создавать ситуации успеха для ребёнка.

Наверное, мне легче понять это поколение, поскольку я сам недалеко от него ушёл. А вот дети, которые сейчас учатся в начальных классах, и в самом деле немного другие. Их особенности пока непонятны. Но я уверен, что у них высокий потенциал к изучению окружающего мира. Сейчас всё очень быстро меняется, мы не можем ничего надолго запланировать. У современных детей клиповое мышления. Говорят, это плохо. Но они способны в течение 15 секунд воспринять важную информацию и быстро её запоминать. А как это использовать в обучении — задача, которую нужно решать всем вместе.

— Вы сейчас преподаёте физику и являетесь классным руководителем шестиклассников. Сразу удалось найти с детьми общий язык или были трудности?

— Со своим классом у меня быстро сложились отношения, отчасти потому, что я познакомился с ними в 3-м классе как педагог дополнительного образования. У нас был научный курс, мы изучали окружающий мир, и классный руководитель этих детей сказала, что отдаст их только мне. Но самое большое сплочение произошло, когда мы уехали в лагерь и, кроме учёбы, делили ещё и быт. Мы стали более дружными, появилось ощущение общего коллектива.

Один из последних моментов, когда я понял, что всё делаю правильно, — когда ребёнок обратился ко мне с ощущением тревожности. Мы вместе попытались разобраться, как я ему могу помочь в такой ситуации, как он сам может себе помочь. И нашли решение.

Чем заманить мужчину в школу?

— Вы дважды выигрывали в конкурсе, в этом году победителем среди педагогов дополнительного образования тоже стал мужчина. И до этого не раз в конкурсах побеждали мужчины. В обществе складывается мнение, что это делается намеренно, чтобы привлечь сильную половину человечества в педагогику…

— Ни одного мужчину победой в конкурсе в систему образования не привлечёшь. Здесь прежде всего должно быть внутреннее желание. Я точно уверен, что эта победа была для меня напряжённой: 15 финалистов — и все сильные, победил я буквально в сотые доли. Считаю, что мне просто повезло чуть больше, чем другим.

Но если уж говорить о мужчинах, то в школе они действительно необходимы. Мужчины не активно включаются в воспитание детей, кто-то вообще растёт без отца. Есть огромный дефицит мужского внимания, поэтому ребятишки к нам тянутся, да и воспринимают мужчину по-другому. На мне в этом плане лежит большая ответственность — стать для ребёнка тем человеком, к которому он может обратиться в случае необходимости.

— Наверное, мужчины в школу не идут ещё и из-за невысокой зарплаты?

— Не всегда мужчина идёт работать ради денег, есть ещё и личностный рост. Мне, например, тяжело стоять на месте, хочется развиваться. Я точно знаю, что в образовании никогда не остановлюсь в развитии, как в плане расширения своей компетенции, так и в карьере. Что касается финансовой стороны, то эти вопросы постепенно решаются. Можно неплохо заработать, участвуя в тех же конкурсах, грантовых проектах. В этом году, например, победитель конкурса «Сердце отдаю детям» в нашем регионе получит 500 тыс. рублей.

Но главное не это — в школе создаётся будущее любого государства. И как мы сейчас воспитаем детей, такой и будет Россия. Мы стоим у истоков нашего будущего. И это не может не привлекать!