Число студентов воронежских вузов в прошлом году существенно выросло — к нам приехали учиться юноши и девушки, вынужденно покинувшие территории ЛДНР, а также Запорожской и Херсонской областей. Они поступили по специальной квоте — Воронежский государственный технический университет оказался в числе 12 учебных заведений страны, которые получили особую федеральную поддержку для обучения вынужденных покинуть родные земли ребят. Сейчас в ВГТУ учатся 116 студентов из ЛНР и ДНР, 84 из которых — по квоте. Корреспонденты РИА «Воронеж» пообщались с молодыми людьми и узнали, как им живется в столице Черноземья.
Ярослав: «Захотелось чего-то поспокойнее»
Возможностью учиться в Воронеже воспользовался Ярослав Птаховский — он первокурсник факультета информационных технологий и компьютерной безопасности ВГТУ. Парень приехал из города Рубежное. О своей жизни в выпускном классе он вспоминает неохотно.
— Мы почти не учились. Нам давали задания, и мы должны были конспекты приносить в школу. Света, воды, газа и интернета не было. У нас под домом была церковь, и там качали воду. Приходилось часами стоять в этой очереди, так что было не до учебы, — признается парень.
По его словам, он проходил медкомиссию, мечтая поступать в вуз МЧС.
— Но потом передумал. Слишком много чрезвычайных ситуаций вокруг, захотелось чего-то поспокойнее, — поделился парень.
Куда пойти учиться мальчишке, который живет в виртуальном мире больше, чем в реальном? Компьютерные технологии были всегда ему близки. На семейном совете решили, что учиться он будет в России. Воронеж — большой город, с хорошей репутацией и главное — близко от дома: всего 390 км. Дорога в нынешних условиях с прохождением границы занимает 11 часов.
— Мы с семьей созванивались почти каждый день, они по-прежнему живут в Рубежном. А тут недавно они пропали, и я три недели ничего о них не знал. Сердце заболело, страшно стало за родных, думать ни о чем не мог. Как только смог, выехал к ним. А оказалось, что у нас там все засыпало снегом. Представляете, 31 марта намело сугробы! Из-за ветра и снега связь исчезла. Это было огромным облегчением, когда я увидел своих родных живыми и невредимыми, — признается Ярослав.
Он мечтает сдать сессию, потом съездить к маме на побывку, а потом вернуться и поработать в Воронеже. У родителей нет особой возможности ему помогать. Кроме того что у самих проблемы с деньгами — перевести их сейчас технически невозможно.
Парень уже работал на стройке во время зимних каникул. Теперь, возможно, попробует себя официантом в кафе. Но в приоритете, безусловно, учеба.
— Я очень рад, что имею возможность получить хорошее образование. Приняли нас в Воронеже хорошо, дали общежитие, поселили с моими земляками. Я получаю стипендию. С однокурсниками нет недопонимания, к нам относятся очень дружелюбно. Надеюсь, что, получив диплом, я найду себе хорошую работу и останусь в России, — поделился он планами с журналистом РИА «Воронеж».
Дмитрий: «Самое трудное — привыкнуть к самостоятельности»
Дмитрий Белоцерковский, однокурсник Ярослава и земляк. Он с ним живет в одной комнате. Парень родом из Северодонецка, но бабушка — из Рубежного. И теперь вся семья (мама, папа и 12-летняя сестра) перебрались туда. Он тоже был напуган трехнедельным молчанием родителей.
— Буквально вчера от них вернулся. Волновался, поехал проведать. Два дня у них пожил — без воды и света. А потом обратно, — объясняет он.
Про Воронеж Дмитрию рассказал его друг, который жил здесь в марте 2022 года в ПВР.
— Я с детства увлекаюсь компьютером, давно решил стать программистом. Друг сказал, что город приятный, можно получить бесплатное образование по интересующему меня профилю. Я написал заявление и приехал в сюда в конце августа, — делится парень.
Хорошие преподаватели, стипендия, бесплатное общежитие, дружеская атмосфера — Дмитрия все устраивает. Но, по его словам, нужно «крутиться». Родители не всегда могут помочь, поэтому приходится подрабатывать.
— Самое трудное было — привыкнуть к самостоятельности. Утром проснулся, и нужно придумать, чем ты будешь завтракать. Пришлось научится готовить. Я даже освоил суп, — гордится он.
Воронеж, признался он, знает пока не очень хорошо, но уже изучил центр, побывал на спектакле в Театре оперы и балета, а также в кинотеатрах и торговых центрах.
— Город красивый, много молодежи. Мы не отличаемся от своих сверстников. Так же учимся, так же отдыхаем, говорим на том же языке, но когда гром гремит — у нас флешбэки, — вздохнул он.
Даниил: «Воронеж похож на Мариуполь»
Даниил Коршунов — однокурсник ребят и тоже живет с ними в одной комнате. Парень — из Мариуполя.
— Мы всей семьей выехали оттуда в апреле прошлого года, в ближайшее село. Моего дома больше нет и города тоже, — поделился он.
Мама, папа, Даня и младший брат переехали туда, где условия были чуть лучше, и пробыли там несколько месяцев, пока парень не окончил школу и не получил аттестат. А потом все перебрались к родственникам в Московскую область.
— Я мог поступить в Москву, но столица меня напугала — слишком большая. А Воронеж — то, что нужно. Он, кстати, очень похож на наш Мариуполь, — объяснил он.
Парень большую часть жизни проводил за компьютером и учиться на программиста решил еще подростком.
— Про Воронеж я знал, что это город студентов. Подумал, что неплохо было бы здесь оказаться. До Мариуполя добираться долго, конечно, часов 20. Но там у меня никого и не осталось, — вздохнул он.
Даниил признался, что в университете ему нравится.
— Меня здесь хорошо приняли, на занятиях мне интересно, с экзаменами пока справляюсь. Как дальше будет, не знаю, может, останусь здесь навсегда. Хотя, конечно, скучаю по городу, друзьям и родным, — поделился он.
«Приехали по делу»
Декан факультета информационных технологий и компьютерной безопасности ВГТУ Павел Гусев говорит, что студенты из ЛНР и ДНР мало чем отличаются от тех, с кем сидят в одних аудиториях.
— Говорят на том же языке, те же книжки читали, так же выглядят. Даже не меньше улыбаются, чем их ровесники, тоже дурачатся, тоже стараются учиться. Главная их задача — получить знания, профессию. Мы не меньше с них требуем, но понимаем, что их ситуация особая и, если нужно, идем навстречу. Знаем, что на родине у них остались родственники. Им нужно туда ездить. Это непросто, занимает время. Но, с другой стороны, учеба все равно в приоритете, — отметил Павел Юрьевич. — Скажу честно, я не прошу, чтобы студенты рассказывали что-то личное. Истории могут быть самые разные, даже страшные. Хочу, чтобы они были спокойны, не боялись, не страдали. Им должно быть тут спокойно и комфортно. Ребята сюда приехали по делу: получать профессию. Надеюсь, что у них это получится, — поделился проректор на прощание.