Какие товары нельзя вернуть после покупки

Несмотря на работу, которую проводит Роспотребнадзор, общественные организации и органы исполнительной власти Республики Крым, не все наши потребители разбираются в том, каким образом защитить свои права, и знают механизм этой защиты.

Источник: МК Крым

Об этом рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и Севастополю Виктория Воронова.

По ее словам, все привыкли, что контролирующие органы могут выходить на проверку, ни с кем не согласовывая эти действия, и, лишь получив определенный сигнал, привлечь к ответственности нарушителя, восстановить нарушенные права потребителя. Однако корректировки в данном случае вносит сама жизнь.

— В 2022 году были внесены изменения и введены ограничения на проведение контрольно-надзорной деятельности, — отмечает Виктория Воронова. — С 10 марта были введены ограничения на проведение контрольно-надзорных мероприятий. С этого времени мы можем проводить выездные проверки при условии, что есть сообщение о тяжком причинении вреда здоровью или жизни потребителя. Внеплановые проверки не отменены, но они проводятся исключительно по согласованию с органами прокуратуры и только в том случае, если потребитель сообщает, что есть угроза тяжкого причинения вреда жизни или здоровью гражданина либо неопределенного круга граждан.

Специалист отмечает, что это существенно уменьшило количество проверочных мероприятий, которые проводятся в Крыму. По итогам 2022 года их проведено 57. Если сравнивать с доковидным этапом, то Роспотребнадзор проводил тогда более 3 тысяч проверочных мероприятий за год.

— Существенное снижение, но вместе с тем мы больше ушли в профилактическую работу, — говорит Виктория Воронова. — Эта работа не запрещена, мы ее проводим в форме выездных профилактических визитов. Мы выходим на объект, где не можем привлечь к ответственности, но даем рекомендации. При безусловном нарушении выносим предписание. Если оно не выполняется в течение определенного срока, существует определенная процедура подачи иска в суд.

По словам Виктории Вороновой, в Республике Крым действует госпрограмма обеспечения защиты прав потребителей, где в том числе различными органами власти оказываются консультационные услуги. Подать заявление в Роспотребнадзор можно лично, предъявив при этом паспорт, либо через сайт, подтвердив личность через «Госуслуги». Если личность потребителя не подтверждена, специалисты не могут провести проверочные и профилактические мероприятия.

— Основная обязанность потребителя — внимательно знакомиться со своими правами, — напоминает Виктория Воронова. — Есть перечень товаров непродовольственных, которые обмену не подлежат. В нем 14 наименований, одно из них — технически сложные товары. Если они качественные, в течение 14 дней их не вернуть. На практике были случаи, когда потребители пытались сдать такие товары, доказывали, что они новые, что срок 14 дней не пропущен, но данные товары обмену и возврату не подлежат. Не подлежат возврату и лекарственные препараты, вернуть которые зачастую пытаются люди преклонного возраста.

С особым вниманием Виктория Воронова рекомендует отнестись к заключению договорных обязательств. Особенно рискуют пожилые крымчане, в квартиры которых приходят продавцы различной продукции.

— Не нужно ничего подписывать дома, приобретать товары, которые приносят, — предупреждает она. — У нас были случаи, когда потребители приобретали обыкновенные пылесосы по 300 тысяч рублей. Поэтому если к вам приходят и говорят, что у вас старые окна, которые нужно поменять, что газоанализатора нет, — не нужно заключать никаких договоров. Прежде всего, нужно получить консультацию специалиста. Для этого можно позвонить по номеру +7 978 91 91 124 в отдел защиты прав потребителей, прийти на прием, который ведется каждый вторник и каждый четверг.

Среди наиболее частых случаев нарушения прав потребителей в Крыму специалист выделяет низкое качество туристических и гостиничных услуг, общепита, бытового обслуживания и онлайн-продаж.

— Потребители, которые заказывают определенные туристические или транспортные услуги, не всегда могут просчитать, что будет дальше, — говорит Виктория Воронова. — Если из-за жизненной ситуации человек не может воспользоваться этой услугой, у него есть право обратиться к предпринимателю или юрлицу, с которым заключен договор и внесена предоплата в той или иной сумме. Есть право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора. И оно предоставлено только потребителю. Заявление на возврат денежных средств всегда рекомендую подавать в письменном виде. Но у предпринимателя есть право удержать денежные средства в том размере, в каком он уже понес расходы на исполнение этого договора. Все эти расходы должны подтверждаться письменно. Судебная практика есть, она в пользу потребителя.