Показ картины в столице Урала стартует в девяти кинотеатрах. 18 апреля года в ККТ «Космос» пройдет премьера с участием авторов и вдохновителей картины.
«Русский крест» снял по поэме Николая Мельникова (1966 — 2006) Эдуард Бояков, (основатель фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создатель театров «Практика», «Политеатр», худрук МХАТ им. Горького с 2018 по 2021 год, худрук Нового театра).
«Русский крест» — фильм о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу — восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.
Главные роли исполнили Михаил Пореченков («Ликвидация», «Поддубный»); Полина Чернышова («Тихий Дон», «Легенда о Коловрате»); Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»).
Генеральный продюсер — Игорь Кудряшкин. Продюсер — Вадим Горяинов («Стиляги», «Географ глобус пропил», «Поддубный»). Оператор — Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»).
Авторы кино получили благословение на создание картины у схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовного наставника поэта Николая Мельникова. Возрастное ограничение 12+.
По словам Игоря Кудряшкина, генерального продюсера фильма «Русский крест», когда Эдуард Бояков поделился идеей снять фильм по поэме Николая Мельникова «Русский крест», он понял, что это нужно сделать.
«Поэма Мельникова — важный современный поэтический текст, написанный в сказовой народной манере и получивший признание православных христиан. В этом тексте собраны многие темы великой русской литературы, но в то же время он всей своей болью обращён в день сегодняшний», — говорит Игорь Кудряшкин, отметив, что данная картина развивает идеи других проектов Эдуарда Боякова (спектакль «Лавр», фестиваль «Традиция»), а также актуализирует целый пласт современной культуры, ориентированный на традиционные национальные ценности.
Режиссер Эдуард Бояков отметил, что поэма написана четырехстопным хореем, как былины и литературная классика, вроде произведений «Талисман» Александра Пушкина, «Конёк-горбунок» Петра Ершова и «Василий Тёркин» Александра Твардовского. Текст поэмы легко вплетается в ткань киноповествования.
«В образе сторожа Ивана Ростка прорастают черты целого поколения русских людей — растерянных и дезориентированных, оторванных от корней водоворотом истории, вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными. Этот образ глубоко архетипичен. Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: “Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?”».
Исполнитель главной роли Михаил Пореченков говорит, что история Ивана Ростка — история простого человека, который нашел путь к духовному возрождению и смог повести за собой людей. «Это история “подвига” в том смысле, который заложен в слово “подвижничество”. Уверен, что кинорассказ о жизни Ивана Ростка найдет живой отклик в душах людей», — говори актер.
«Когда Эдуард Бояков предложил мне поучаствовать в экранизации поэмы “Русский крест”, я сомневался, что это возможно, — говорит продюсер Вадим Горяинов. — Но Эдуард сказал, что знает, как это сделать. И ему удалось не только экранизировать поэму, но и сделать не артхаусный фильм, интересный лишь любителям поэзии и экспериментов, а настоящее народное кино, эмоционально захватывающее каждого русского человека».
Наиболее заметными фильмами, обращавшимися к теме православия в России стали «Остров» Павла Лунгина, «Монах и бес» Николая Досталя. «Русский крест» уникален тем, что в нем сохранена поэзия, которая звучит за кадром, в диалогах героев и в рассказе Ангела, которого играет Полина Чернышова.