Байкал без поцелуев: туризм дорожает, меняется, но популярности не теряет

Развивать отрасль планируют в трех недешевых направлениях: события, гастрономия и круизы.

С закрытием границ и отказами ряда стран принимать русских туристов в России стал особо популярным туризм внутренний. И народ поехал на Байкал. О том, как и кто ехал в 2022 году, а также о туристических ожиданиях на 2023 год рассказали в пресс-центре «Интерфакса» иркутские эксперты.

По данным руководителя агентства по туризму Иркутской области Евгении Найденовой, зимой 2022−2023 годов поток туристов на Байкал и в целом в Приангарье вырос. Незначительно — но все же. Всего этой зимой Байкал посетило 330 тысяч человек. И причиной ежегодно отмечаемого небольшого, но стабильного роста становятся лед Байкала и событийные мероприятия, которые привлекают людей. Например, прошедший на Ольхоне фестиваль ледяных скульптур Olkhon Ice Park. А еще причиной растущего турпотока стало открытие прямых перелетов в Иркутск из других городов России.

Понемногу возвращаются на Байкал и иностранцы: этой зимой их было чуть более пяти тысяч. В основном к нам приезжали гости из Монголии, а кроме них — китайцы, казахи, белорусы, тайцы.

Туристический сезон зимы 2022−2023 года отличался спокойной обстановкой — не было происшествий на льду (почти не было), не было споров из-за поездок: раньше туристам не хватало «Хивусов», а сейчас таких судов на воздушной подушке закуплено достаточно. Из недостатков многие отмечают нехватку персонала и рост цен на отдых. Да, цены растут — за сезон они увеличились на 20%. На туристических порталах говорят, что Байкал — самое дорогое направление в поездках по России. Эксперты с этим, правда, не согласны.

— На Байкале есть не только мегапопулярный Ольхон, — говорит Евгения Найдёнова. — Есть множество мест, доступных по цене, и любой может подобрать отдых на свой кошелек.

Рост цен также произошел из-за выхода туристического рынка «из тени». Создаются реестры турагентов, гидов (кстати, они теперь должны быть гражданами РФ даже для иностранных групп), гостевых домов и турбаз, которые ранее работали «по-серому», потихоньку возя туристов по чужим маршрутам, не имели лицензий и разрешений.

Кстати, в этом сезоне туроператоры придумали новый тренд — ледовые лагеря. Работали два лагеря, полностью легальные, согласованные и безопасные. Туристам понравилось — в следующем сезоне таких лагерей будет больше.

А вот коктейльные развлечения «Поцелуи Байкала» прекратились — и это хорошо. Слишком много от них было грязи. Напомним, так называют процесс приготовления, а точнее даже, способ выпивания спиртного — во льду делают лунку, куда наливают что-то крепкое и пьют либо через трубочку, либо прямо из лунки. Против такого развлечения категорически отрицательно высказывались жители обоих берегов Байкала, а также шаманы, считая это неуважением к озеру.

В целом в 2022 году Иркутская область приняла 1,7 миллиона туристов. Более высокой была загрузка у сетевых отелей. К летнему сезону ожидают наплыв туристов, и тут как туроператоров, так и владельцев гостиниц, отелей и турбаз ожидает некоторая неприятность. Все дело в том, что из России ушел сервис бронирования Booking.сom. Созданные российские сервисы не могут его заменить в полной мере, и туристы предпочитают бронировать номера на сайте гостиниц. Также часть бронирований проходит через «Яндекс. Путешествия», «Островок» и «Броневик». Могут возникнуть накладки, которые испортят репутацию.

Поговорили и про инфраструктуру, которой так до сих пор и нет — и неизвестно, когда появится. По словам Евгении Найденовой, созданию инфраструктуры мешают законы, запрещающие строительство на Байкале и вокруг. Даже для установки модульного туалета нужно пройти множество инстанций и получить кипу согласований. В настоящее время этим занимается руководство Прибайкальского нацпарка.

А туроператоры и турбазы ждут, когда к нам вернутся иностранные туристы — те же китайцы. Пока можно увидеть, что они бронируют туры и номера в гостиницах и на турбазах, но говорить о том, что в предстоящем сезоне китайские туристы хлынут потоком, пока рано.

Пока не стартовал летний сезон, агентство по туризму совместно с туроператорами составляет три концепции развития туризма. Первая — событийные мероприятия: на яркие эмоции хорошо едут туристы, которые взяли небольшой отпуск, а также те, кто хочет отдохнуть на праздниках. Вторая — гастрономическая, с максимальным присутствием в ресторанах локальной, местной кухни. Туристы всегда хотят попробовать местность «на зубок», «на вкус» — гастрономический туризм очень популярен. И третья концепция — яхтенный, или круизный, туризм, поддерживаемый губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым. Концепции должны быть разработаны и представлены в мае 2023 года, до открытия летнего сезона. И внедрение их также не должно задержаться. А насколько они будут действенными — покажет летний сезон.