Подарки из-за рубежа. Памятники в Петербурге иностранного происхождения

Санкт-Петербург богат на скульптуры. Шедевры из камня и бронзы можно встретить не только в музеях города, но и на его улицах.

Основная часть этих памятников создана русскими мастерами, однако в Северной столице найдутся и «иностранные» скульптуры, которые были привезены из разных уголков планеты.

Японский фонарь.

Петербург получил немало подарков на свое 300-летие, и одним из презентов стал фонарь из японского города Осака.

Это копия фонаря, который стоит близ Осакского замка с 1908 года. Подарок выполнен в традиционном для японцев стиле «юкими» и из того же камня, что оригинальный монумент.

К слову, это не единственный японский фонарь в Петербурге — первый, бронзовый, попал в город из храма Киото при царе Николае II и сейчас хранится в коллекции Эрмитажа.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

Крестовский остров, Приморский парк Победы.

Китайский Сад дружбы.

Еще один подарок к 300-летию Северной столицы был сделан Пекином.

Сад площадью почти 2 тысячи квадратных метров является уменьшенной копией шанхайского «Сада Радости». На территории есть стена с изображением девяти драконов, пагода для чайных церемоний и медитаций, каменный мостик над искусственным водоемом и фонтан. В саду есть и разнообразные камни, создающие иллюзию миниатюрных горных хребтов. Камни достали из озера Тайху. Гордость и точка притяжения туристов — настоящая японская сакура, которая зацветает каждую весну.

Все материалы для сада были доставлены в Петербург из Китая, а сооружать конструкцию русским рабочим помогали мастера из Поднебесной.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

Литейный проспект, дома 15−17.

Ши-Цза.

Набережные Санкт-Петербурга украшают не только сфинксы, но и львы-стражи.

В 1907 году из китайской Маньчжурии в город привезли гранитные скульптуры мифических животных, которые обычно устанавливались перед вратами в усыпальницы и храмы-молельни. Изначально петербургские Ши-Цза предназначались для местного генерала, но после его внезапной смерти губернатор города Гирин подарил их помощнику приамурского генерал-губернатора. Тот оставлять их у себя не стал и передал в дар Санкт-Петербургу. Чиновник сам оплатил транспортные расходы: скульптуры сначала по железной дороге, а затем на пароходе доставили в столицу. Стоило это немало, почти 1000 рублей. На эти деньги можно было купить 10 лошадей или почти два десятка дойных коров.

Китайские Ши-Цза сразу решили установить на Петровской набережной, ведь ее только-только облицовали гранитом. Скульптор Бенуа лично курировал не только установку китайских монументов, но даже изготовление постаментов для них.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

Петровская набережная, недалеко от домика Петра.

Порфировая ваза.

Она же Эльфдаленская ваза была подарком императору Николаю I от шведского короля Карла XIV. Презент стал символом окончания многочисленных войн между двумя странами, а доставили скульптуру по морю.

Ваза была создана из розового гранита на Эльфдальской королевской мануфактуре за 20 тысяч риксдалеров — по нынешнему курсу это порядка 12 млн рублей. Изначально скульптур было две, однако вторая при обработке дала трещину и не была завершена. Любопытно, что когда вазу доставили в Петербург и должны были монтировать, Николай I от помощи двух иностранных мастеров отказался, но подарил каждому кольцо с драгоценным камнем. На место скульптуру устанавливали русские мастера.

Ваза, подаренная шведами, немаленькая — ее высота 3,94 метра, а самая широкая часть достигает диаметра 1,34 метра. Скульптура полая внутри, поэтому, чтобы в нее не попадала дождевая вода и снег, сверху стоит деревянная заглушка.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

При входе в Летний сад со стороны набережной реки Мойки на берегу Карпиева пруда.

Египетские сфинксы.

В Санкт-Петербурге немало скульптур сфинксов, однако самые знаменитые мифические существа находятся на Васильевском острове.

Их размеры впечатляют — тысячелетние изваяния из розового асуанского гранита весят по 23 тонны и имеют 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Два памятника, изображающие зооморфное существо с телом льва и головой человека, были привезены в царскую Россию в 1832 году писателем, историком и путешественником Андреем Муравьевым. Во время своего паломнического визита в Египет он заметил на рынке древние статуи сфинксов и был настолько впечатлен ими, что написал императору Николаю I письмо с просьбой о покупке. Государь ответил утвердительно, но к этому времени сфинксы уже были проданы французам. Сделку сорвала начавшаяся революция, поэтому древние мифические существа все же отправились в Северную столицу. Кстати, дорога была непростой — корабль, перевозивший египетские статуи, попал в сильный шторм и чудом не разбился.

Покупка сфинксов была не только модой (в 30-е годы XIX века был бум египтомании), но и культурным вложением. Египетским скульптурам минимум 3500 лет, сфинксы были созданы для фараона Аменхотепа III.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

Университетская набережная, напротив Академии художеств.

«Мир и Победа».

Аллеи Летнего сада когда-то украшали скульптуры из Италии. Сейчас оригиналы этих монументов хранятся в Русском музее, а под открытым небом стоят лишь копии.

Однако в главном саду Петербурга можно найти оригинальную мраморную скульптуру, созданную в Венеции. Это монументальная группа «Мир и Победа», посвященная Ништадтскому миру. Это событие было особо значимо не только для России, но и лично для Петра I — после победы в Северной войне он получил титул императора Великого, а также звание Отца Отечества.

В центре композиции — женщина с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом. У ее ног щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности. Рядом, с широко раскрытыми крыльями, богиня победы Ника, которая венчает Россию лавровым венком. В ее руке пальмовая ветвь — символ мира, а нога касается поверженного льва, олицетворяющего Швецию.

Император сам заказал эти скульптуры итальянским мастерам в 1721 году. Однако результат работы так и не увидел — монумент прибыл в Петербург только в 1727 году, уже после смерти Петра Великого.

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ.

Северный фасад Летнего дворца.