Что бесплатно положено пассажиру в полёте, как разобраться с правилами про багаж и ручную кладь, и о каких своих правах пассажиры часто просто не знают, рассказали эксперты Роскачества.
Вот права, о которых нужно знать пассажирам.
1. Взять с собой вещи первой необходимости даже у лоукостеров и в тех случаях, когда вы покупали билет без багажа.
Правила авиаперевозки предполагают, что кроме рюкзака, дамской сумки или портфеля пассажиры могут взять с собой ряд вещей, даже если билет не предполагает багажа. Вот этот список:
букет цветов;
верхняя одежда;
детское питание для ребёнка на время полёта;
костюм в портпледе;
устройство для переноса ребёнка (детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детская коляска и другие устройства) при перевозке ребёнка;
лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта;
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска;
товары, приобретённые в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.
2. «Разделить» багаж с человеком, с которым вы летите вместе.
Мало кто знает, что если два пассажира летят вместе, они могут «суммировать» максимальный вес разрешённого багажа. Перекладывать вещи при этом не нужно.
3. Взять с собой в салон жидкость, но с серьёзными ограничениями.
Все знают, что будто бы брать жидкость в салон нельзя, но на самом деле есть ряд исключений. Так, разрешено провозить жидкость в ёмкостях, не превышающих 100 мл, при этом упакованных в надёжно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объёмом не более 1 л. Также можно провозить детское питание и лекарство, которое понадобится в полёте.
4. Лететь со своим любимым питомцем.
Если вам надо перевезти питомца, можно сделать это не только в багажном отсеке, но и в салоне. Нюансы перед полётом следует уточнять у конкретного авиаперевозчика, но важно знать, что правила постепенно смягчают.
5. Бесплатно провозить ребёнка до определённого возраста, а также получить приоритет в посадке и выборе места.
Одного ребёнка до двух лет без предоставления ему отдельного места на внутренних рейсах можно перевозить бесплатно. Кроме того, пассажиры с детьми первыми заходят в салон и заносят коляски и люльки.
6. Получать питание и другие услуги (в некоторых случаях — за дополнительную плату).
Если полёт длится больше трёх часов, перевозчик обязан обеспечить бесплатное горячее питание, причём, может быть, и не один раз — каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов в ночное. Количество предлагаемых услуг зависит от класса обслуживания. Однако стоит знать, что питание может и не предоставляться, но в этом случае вас должны проинформировать об этом заранее.
7. Получить помощь, если рейс задерживается на длительное время.
Если ожидание отправления рейса длится более двух часов, вам обязаны предоставить прохладительные напитки, а также дать позвонить или отправить два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживается более чем на четыре часа, пассажиров должны обеспечить водой и горячим питанием. И далее — каждые шесть часов днём и каждые восемь — ночью. Если рейс задерживают более чем на восемь часов днём и более чем на шесть часов ночью, пассажиров должны разместить в гостинице и предоставить трансфер.
Кроме того, при любой задержке перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до семи лет.
Если рейс задержали, но не предоставили ничего подобного, то вы вправе потребовать компенсацию своих расходов на жильё и еду.
8. Получить багаж после полёта в аэропорту прибытия и в разумное время.
Если багаж потерялся, авиакомпания должна выяснить его судьбу в течение 21 дня. После этого багаж переходит в категорию утерянного. Если багаж всё же нашли, его обязаны бесплатно привезти пассажиру по указанному им адресу. Также авиакомпания должна выплатить компенсацию.
9. Получить компенсацию, если произошёл овербукинг.
Иногда авиакомпании продают больше билетов, чем предполагается мест в самолёте. И если кому-то в результате не хватает места, авиакомпания может предложить перерегистрацию на другой рейс с определённой компенсацией — денежной или повышением класса обслуживания (например, бизнес, а не эконом). В России овербукинг классифицируется как задержка рейса, однако пассажир может отказаться от полёта и получить полную стоимость билета.
10. Вернуть средства за рейс, если по какой-либо причине нет возможности лететь.
Покупая билет, вы тем самым заключаете с перевозчиком договор. В нём прописаны правила возврата билетов. Иногда перевозчик не оставляет шанса получить компенсацию, но зачастую возможность получить назад хотя бы часть денег есть.