15 мая во всем мире ежегодно отмечается Международный день семьи, который был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1993 году. Семья — это действительно великая ценность, и отрадно что в нашей стране эта ценность все больше поощряется и выносится на первый план.
Но сегодня нам хотелось бы рассказать не о государственных мерах поддержки, а о самом, пожалуй, сближающем виде искусства — цирке. Сюда, как правило, идут всей семьей, цирк сплачивает и объединяет поколения. А сколько цирковых семей было создано! В стенах этого храма искусства люди встречаются, женятся, рожают детей (про таких говорят «рожденные в опилках»), а номера передаются из поколения в поколение, таким образом создавая династии. Недаром говорят, что цирк — это одна большая семья.
Экскурс в историю.
Ровно месяц назад многие страны мира, в том числе и Россия, отмечали Всемирный день цирка. Несмотря на то, что цирковое искусство в самом лучшем понимании этого слова считают древнейшим (упоминание о всевозможных выступлениях акробатов, жонглеров, наездников, клоунов относят еще ко временам Древнего Мира), праздник этот появился не так давно — в самом начале XXI века.
Европейская цирковая ассоциация, учрежденная в 2002 году, провозгласила своей миссией защиту культурного наследия Европы и признание цирка, как особого вида искусства. В 2011-м в праздновании уже принимало участие 40 стран, а к 2012 году их количество увеличилось до 47… С тех пор праздник начали отмечать на международном уровне.
В свое время в нашей стране было такое объединение, как «Союзгосцирк», которое построило более 70 стационарных цирков на территории России и в республиках Советского Союза. В ту пору цирк играл серьезную роль в создании единой культурной стратегии нашей страны — таким образом, воспитывалась общность людей. Кроме того, через цирк и балет СССР в ту пору представлял себя, осуществлял культурную экспансию за рубежом, показывая привлекательность советского строя. Поэтому цирк имел немаловажное значение для страны, и ресурсы для него находились…
Потом настали времена, когда долгое время цирк находился в забвении. Ему перестали уделять должное внимание и многие здания пришли в упадок. Воронежский цирк не стал исключением. Построенный еще 1969-м году прошлого века и введенный в эксплуатацию в 1972-м, он ни разу не видел капитального ремонта. Однако в июне 2020 года наконец пришла радостная весть — премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому за бюджетный счет реконструируют четыре российских цирка — наш в том числе.
Несмотря на то, что само здание вполне крепкое и разваливаться не собирается, проблем в нем предостаточно. О цирковой гостинице, на которую уже не один десяток лет жалуются артисты, и говорить не приходится — она требует глобального ремонта. Правда, в проект реконструкции она не вошла.
Корреспондент «МК в Воронеже» решил узнать, на какой стадии сейчас находится реконструкция, как новый руководитель цирка чувствует себя в этой должности и как закончился 50-й юбилейный сезон (круглую дату Воронежский цирк отмечал весь прошлый год).
Со знанием дела.
Исполняющий обязанности директора Воронежского цирка Сергей Блохин руководит Воронежским цирком 1 год 8 месяцев. И за это время было выполнено немало задач. Более того, когда Сергей Александрович заступил на эту должность, некоторые работники, не выдержав его темпов, написали заявление по собственному желанию. Просто теперь нужно было не просто числиться в штате, а работать.
Сергей Блохин — в цирке не случайная личность, в августе исполнится ровно 17 лет, как он работает в компании «Росгосцирк». До того, как попасть в наш город, он работал главным администратором в Ростовском цирке, а затем заместителем директора в Сочинском.
Впрочем, этот человек не всегда работал на руководящих должностях и с работой в цирке знаком не понаслышке, а что называется «изнутри».
— Без малого 12 лет я проработал коверным в клоунском дуэте «Бутанти», которым руководил Алан Бутаев, — рассказывает Сергей Александрович. — Пусть это и не так много, но цирковой жизни успел хлебнуть сполна. Жить приходилось иногда в немыслимых условиях, потому что ситуация с цирковыми гостиницами в подавляющем большинстве, оставляла желать лучшего. Все изменилось, когда родилась дочь. Я понял, что невозможно воспитывать ребенка «на колесах». Нужно было думать о садике, школе… В апреле 2018-го я прекратил артистическую деятельность и перешел в административный корпус.
На должность администратора цирка в Ростов-на-Дону Сергея Блохина пригласила руководящая тогда им Наталья Шульга. Эффективный управленец, умеющая «поднимать с колен» самые «проблемные» цирки познакомилась с Сергеем еще во время гастролей. Она увидела в молодом человеке потенциал и пригласила попробовать себя в новом качестве.
— Наталья Николаевна руководила Курским, Ярославским, Новокузнецким, Ростовским цирком, а сейчас возглавляет Сочинский. У нее колоссальный опыт выведения цирков из кризисных ситуаций, поэтому совместную работу на протяжении нескольких лет я воспринимаю, как бесценный дар. Она многому меня научила, причем Наталья Николаевна всегда давала задачу, но не давала алгоритмов решения. К конечному результату ты должен был прийти сам. Я наблюдал за тем, как и что она делает, и теперь применяю это на практике.
Когда ее попросили возглавить цирк в Сочи, она впоследствии предложила мне должность ее заместителя. В административной работе я уже понимал все — как коммуницировать с подрядчиками, со СМИ
Знаковая дата.
За плечами Сергея Блохина уже было высшее техническое образование, но он решил поступить в магистратуру и получить экономическое — новая должность требовала.
— Если не знать хотя бы азов экономики, то во все документы будешь смотреть вопросительным взглядом, — говорит Сергей Александрович. — Необходимо понимать, как рассчитать содержание здания, программ, отправку и кормление животных. Сейчас я заканчиваю второй курс, в следующем году сдача диплома.
Отправившись в академический отпуск после окончания очередной программы, Сергей Александрович даже не успел толком познакомиться с преподавателями, как ему поступило новое предложение — возглавить Воронежский цирк. Как выяснилось, вместе с заместителем генерального директора «Росгосцирка» и еще тремя успешными руководителями филиалов, входящими в совет при главке, Наталья Николаевна побывала с проверкой в вашем городе. В ходе инспекции руководство компании пришло к выводу, что здесь нужно исправлять ситуацию. Заняться этим и предложили Сергею Блохину…
Поскольку опыт был уже наработан, отказываться он не стал. Договорившись с преподавателями, покинул родные Шахты, где находился филиал института сферы и обслуживания предпринимательства ДГТУ и откуда он сам родом, и наскоро собрав вещи, отправился в наш город.
— Видимо дата 23 сентября для меня знаковая, потому что именно в тот день в 2019-м я был принят на должность замдиректора Сочинского цирка, а спустя ровно 2 года стал исполнять обязанности директора в Воронежском. Когда я приехал в ваш город, здесь работала программа «Калейдоскоп фантазий». И первой задачей, которую передо мной поставили — максимально быстро продать ее до введения ковидных ограничений, чтобы минимизировать потери. Я быстро ознакомился с документами и за неделю мы стали наблюдать динамику роста продаж. Но вскоре нас все-таки закрыли, гастроли пришлось закончить на 2 недели раньше…
Склады «и тут, и там».
Однако время простоя не прошло даром — Сергей Александрович как раз успел узнать, что происходит в цирке, чем здесь живут и дышат.
— Сказать, что я был в шоке — не сказать ничего. Оказалось, что профильным работникам было не с чем работать. У сантехника не было инструмента, чтобы поменять трубу, да и таких задач не ставили. Они просто числись, и все. Зачем что-то делать, если скоро реконструкция? Таких было 4 человека…
Я поставил задачи, купил им необходимые инструменты и даже повысил зарплату. Но когда оказалось, что здесь нужно еще и работать, они написали заявление и ушли. А ведь я не требовал ничего сверхъестественного — попросил сделать, чтобы в туалете смывалась вода, чтобы прочистили канализацию и из нее не шел запах… То есть элементарные вещи, которые просто позволяют цирку нормально работать.
Много вопросов возникло у нового руководителя и по хозяйственной части.
— Я ходил по фойе и диву давался — кругом стояли какие-то обшарпанные, полусгнившие стеллажи под товар, хотя буфеты уже много лет не функционируют. Жирное масляное пятно в фойе очень бросалось в глаза — видимо когда-то там жарили поп-корн. Но почему не привести это в порядок? Когда я задавал эти вопросы, то ото всех слышал лишь один ответ: «Нет денег!».
Правда, когда я обратился к главному бухгалтеру, выяснилось, что за год скопилось приличное количество неизрасходованных сумм. Просто люди, которые работали здесь до меня, продолжали все делать по старинке — пошли, купили ведро краски, принесли чек. Но времена изменились, появились новые требования. Чтобы бухгалтер выделила финансирование, нужно было подать заявку, заключить договор, правильно предоставить документы. Видимо, никто не хотел этим заморачиваться.
Когда мы проводили инвентаризацию, выяснилось, что склады в цирке находятся везде! Не только в повальных помещениях, но «и тут, и там». То, что числилось на балансе составляло увесистую папку сантиметра 1,5 высотой и, конечно, просто лежало на складах, не использовалось. Все уже давно сгнило, испортилось, вышел срок эксплуатации. Я нашел целые коробки игрушек с драже, централизованно закупленные еще в 2015 году для реализации сувенирной продукции. На дворе стоял 2021-й год. Я предложил завхозу — ешь! «Так они же просроченные, срок годности вышел!», — возмутился он. Так почему это все до сих пор хранилось, и из года в год переходило по инвентаризации?
За минувший год в цирке проделали огромную работу по наведению складского учета. Только один склад вычищали целый год, вывозя оттуда просто немыслимое количество хлама. Зато теперь, цирк готов к реконструкции и как только дадут отмашку, можно будет приступать к демонтажу, а не тратить время на расчистку завалов.
Почти «лакшери».
— Слышала, что в нашей печально известной цирковой гостинице, на которую во все времена жаловались артисты, наконец начало что-то меняться…
— В прошлом году компания «Росгосцирк» поставила филиалам задачу проработать вопрос по текущим ремонтам в цирках и в общежитиях. В компании были на это деньги, и их нужно было грамотно освоить. К слову, все то время, что я руковожу Воронежским цирком, я живу в гостинице «Орбита» и со всеми проблемами знаком на личном опыте.
За 2022 год мы проделали очень большую работу на выделенные деньги. Сделали ремонт в общественной кухне, поставили электрические печи, чайники, микроволновки, заменили мойки и навесные шкафчики.
На первом этаже в комнатах для проживания сделали косметический ремонт, поменяли мебель. Мы закупили новые стулья, кровати, матрасы, подушки и одеяла, постельное белье, полотенца. А также холодильники, телевизоры — они есть во всех комнатах, где проживают артисты. Сейчас вот приехали вешалки с обувницами…
Вместо двух санузлов и двух душевых на блок из 16-ти человек, у нас теперь их по три — мы всю площадь превратили в полезную и теперь не нужно подолгу ждать своей очереди помыться. Мы поставили красивые тюльпаны для умывания, повесили зеркала. Теперь первый этаж у нас просто «лакшери», но работы в гостинице — непочатый край.
— В цирковом общежитии всегда были проблемы с горячей водой, и артисты жаловались на холод…
— В прошлом году мы заменили часть стояков горячего водоснабжения, а также закрыли вопрос по окнам. В гостинице в 2000-м году их лишь частично поменяли на пластиковые, сейчас же мы заменили все оставшиеся окна, а также все балконные блоки. Теперь в здании тепло.
Старые деревянные двери в комнатах заменили противопожарными блоками, а в этом году планируем поменять устаревшую охранно-пожарную систему оповещения). Мы уже вышли на закупку, ищем подрядчика. Сейчас готовится документация для прохождения обследования, проектирования и сметы на ремонт общежития. Если мы не сможем получить большой бюджет, чтобы разом все сделать, но с готовым проектом нам уже будет проще заниматься поэтапным ремонтом этажей. Как ни крути, а гостиницу надо привести в порядок.
«Я с ужасом ждал зимы…».
— Что в плане ремонта успели сделать в цирке?
— Там работы тоже был непочатый край. Как бы не топили, цирк всегда был холодным, в том числе, и помещения для животных. К слову, в цирковой конюшне с 1972 ничего не делалось. Там стояли деревянные окна, через которые сильно сквозило, разбитые стекла забивались ДСП, дырки затыкались какими-то тряпочками. Я с ужасом ждал зимы, и когда она наступала, считал дни, когда до ее окончания.
Первое, что мы сделали — поменяли окна в конюшне и привели ее в порядок. Теперь это самое теплое место в цирке. Мы полностью заменили задние и боковые ворота. Они были старые, перекошенные, еле открывались и с трудом закрывались. Когда под эти деревянные ворота 1972-го года дуло, под них подкладывались какие-то одеяла.
Из-за проблем с фундаментом (его подмыло), в большом слоновнике «легла» часть плиты и получились большие перекосы. В прошлом году мы выровняли там полы. В моечной для животных тоже был кривой пол, плитка отошла и стояла под градусом, из-за нарушенной гидроизоляции… Теперь там стены отделаны нержавеющей сталью, чтобы их было легко отмыть, ничего не подтекает, а на полах постелены резиновые дорожки, чтобы не скользить.
Собственными силами мы сделали ремонт в закулисной части — в помещениях, в клоунской. Само здание цирка оно ведь довольно крепкое, просто оно не обслуживалось.
— Знаю, что в цирке всегда были проблемы с коммуникациями…
— В этот зимний период мы вошли практически беспроблемно, так как успели исправить ситуацию. На некоторых участках пришлось менять большую канализационную трубу диаметром 110 мм. Сколько ее не промывали, толку уже не было — настолько была забита.
Также мы сделали теплоузел, который не сегодня завтра должен был приказать долго жить, потому что внутри все сгнило. Задвижки были старыми, все текло, а в женском туалете вообще бил фонтан — там полностью пришлось заменить коммуникации, чтобы в туалетах была вода. Часть труб мы поменяли на пластиковые, поэтому с водоснабжением сейчас проблем нет.
Социальная направленность.
— На самом деле, сделан действительно огромный объем работы. Связано ли это со сменой руководства в компании «Росгосцирк»?
— Действительно, до того, как «у руля» встал Сергей Беляков, который является гендиректором Российской государственной цирковой компании с конца 2020-го года, в таких масштабах никогда ничего не делалось. Не было такой координации. Сейчас от директоров филиалов требуется отработать программу в плюс, а все «бытовые» вопрос решают сверху. На сегодняшний день идет прямая коммуникация с руководством. Еженедельно заместитель генерального директора собирает планерки по ВКС с директорами цирков, где решаются любые вопросы. Теперь мы знаем, что мы не сами себе предоставлены. Есть задачи, есть сроки и понятно, куда мы идем.
При нынешнем руководстве стали больше уделять внимания социальным проектам, об этом говорит даже премьер-министр Михаил Мишустин. В прошлом году компания проводила гастроли на освобожденных территориях ЛНР и ДНР. Если вы помните, шикарная программа «Принц цирка» вынуждена была прервать на время гастроли в Воронеже и отправиться туда, где очень давно не видели столь масштабных проектов. Стоимость билетов там была символическая — 250 рублей. И это была личная инициатива нашего гендиректора, который сам родом из того региона.
Главный посыл Сергея Белякова — цирк должен быть доступен всем. Именно поэтому компания «Росгосцирк» на регулярной основе проводит акции «Счастливая мама» (в цирк бесплатно приглашаются семьи, имеющие 10 и более детей), «Цирк на ощупь» для слабовидящих и слепых, которые «смотрят» программу с помощью тифлокомментирования, «День инвалидов», «Цирк отличникам». Недавно ко Всемирному дню цирка все филиалы, и воронежский в том числе, провели открыты е репетиции, которые могли посетить все желающие. В наших стенах собралось около 2 тысяч человек! На регулярной основе цирк посещают дети Донбасса, а также мы проводили представление для семей тех, чьи мужья, отцы и сыновья находятся в зоне СВО.
— Каковы ближайшие планы? Я знаю, что проект реконструкции цирка, который был отправлен на доработку, наконец, утвердили. Что дальше?
— Пока цирк находится на каникулах, которые продлятся до 10 июня. Все это время мы занимаемся вопросами общежития. В данный момент нам нужен комплексный проект по электросетям, канализации, водоснабжению. Будем делать смету на каждый этаж, а там уже будет видно, какое финансирование выделит главк. Посмотрим, в каком состоянии крыша гостиницы и примем решение — идти сверху вниз или снизу вверх, от тепловых узлов. Гостиница хоть и часть филиала, но в программу реконструкции она не попадает, поэтому ремонт будет делаться в рамках заработанных компанией средств.
Ну и приоткрою завесу — воронежцы перед закрытием смогут увидеть еще одну программу. Ждем в гости совершенно новый проект «Одиссея». Это цирк на воде, с живым исполнением песен… Гастроли новой художественной постановки прошли только в Питере и Саратове, а по стране она начала гастролировать только с нового года. Воронеж станет третьим городом, где увидят это масштабное шоу.
«Одиссея» — это мюзикл и оперетта «Одиссея» в обрамлении циркового искусства. Все действо, происходящее на манеже, в воздухе и в воде, объединено единым сюжетом. Воронежцы смогут увидеть енотов, дикобразов, нильских крокодилов и кайманов, забавных макак и шимпанзе, питонов, удавов, огромных разноцветных попугаев, морских котиков, и еще много чего интересного. Водная гладь бассейна, неимоверной красоты фонтаны в сочетании с видеоинсталляциями, симфония звука, света и пиротехники — все это оставит самые лучшие воспоминания о цирке, перед закрытием на реконструкцию.