Ответы на эти вопросы обсудили на «круглом столе» в пресс-центре «АиФ-Ростов».
Говорим правильно.
Начальник Отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Маргарита Родионова уверена: поход покупателя в магазин должен начинаться с рассмотрения вывески. Если на ней указано, какое юридическое лицо работает за дверью, то существенно повышается вероятность, что предприниматель следит за продукцией, условиями и сроками хранениями.
«В 2022 году мы исследовали 27 тысяч проб пищевой продукции. Процент отклонений от нормы был не больше, чем в предыдущие годы», — рассказала специалист.
Традиционный лидер по нарушениям — «молочка». К примеру, производитель может неверно указывать наименование продукта: на этикетке пишут «сливочное масло, изготовленное по ГОСТу». Специалисты берут продукт на исследование и оказывается, что в состав были добавлены растительные жиры. В этом случае правильно писать «спред».
Это же относится и к молоку: если в него добавляют такие жиры, то это уже «молокосодержащий продукт». Также вместо «мороженого» пишут «щербет».
Многие потребители знают, что продукция может изготавливаться как по ГОСТу, так и по техрегламенту. В первом случае состав определяется независимо от желания производителя.
«Если продукт изготовлен по техническим условиям, производитель имеет право включать туда различные добавки. Самое неприятное то, что производитель скрывает изменение состава и тогда меняется пищевая ценность — увеличиваются жиры, уменьшаются белки. Мы следим за такими нарушениями».
Учимся читать состав.
Неразрывно с этим связан и другой извечный вопрос потребителей — влияет ли цена на качество продукта? Эксперты полагают, что такая зависимость действительно есть.
«Себестоимость продукции зависит от качества сырья и заменяется ли состав, — пояснил ведущий эксперт по направлению “Экспертиза объектов” Татьяна Смирнова. — К примеру, те же растительные жиры по себестоимости меньше, поэтому недобросовестные производители могут заменять на них молочный жир. Это же относится к колбасам: себестоимость килограмма фарша и соевого белка также отличаются в разы. Нужно обращать внимание на маркировку — смотреть категорию мясного продукта, чем она выше, тем больше мясных продуктов внутри».
«Если в производстве используется сырьё высших сортов, то цена, конечно, будет больше, — считает начальник отдела развития и разработки продуктов ООО “РКЗ-Тавр” Евгений Кравцов. — Но на прилавках бывает и колбаса за 200 рублей, якобы сделанная по ГОСТу. Понятно, что этого не может быть в принципе».
Татьяна Смирнова рассказала, как правильно читать состав: содержания продуктов, которые перечисляются на этикетке в первую очередь, внутри больше. Например, если в колбасе первым стоит «мясо механической обвалки», а не «свинина», «говядина», «куриное филе», то процент мяса в продукте мал.
Производители совместно с торговыми сетями могут устраивать специальные скидки. По словам Евгения Кравцова, в этом случае они вместе уступают процент цены для увеличения оборота.
«Отмечу, что в разных сетях лежит одинаковый товар — ни для кого специально производитель не делает отдельный», — отметил эксперт.
Эксперт добавляет, что у него, как у связанного с производством человека, знакомые часто интересуются: какую колбасу лучше купить? Специалист уверен: всё зависит от кошелька и от вкусовых предпочтений потребителя.
Срок — не приговор.
Один из самых больших страхов потребителя — купить просроченную еду. В ряде случаев это можно избежать, если внимательно рассмотреть продукт.
«Если речь о колбасах, сосисках, то следует обращать внимание жидкость в упаковках, — объяснила Татьяна Смирнова. — В полимерных плёнках не должно быть пустот, грязи, упаковка не должна быть сморщена».
К сожалению, не всегда можно рассмотреть всё — часто варёные колбасы «скрыты от глаз» непрозрачными плёнками. В этом случае нужно обращать внимание на целостность упаковки, срок годности, а также на условия хранения — то есть, при какой температуре товар ждёт своего покупателя. Эксперты уверяют: если есть сомнения в условиях хранения — лучше такую продукцию не покупать, а пойти в другой магазин.
Нередко подозрения потребителей вызывает и излишне долгий срок годности. Но это необязательно уловка производителя.
«Длительный срок может быть, когда добавляются консерванты, используются специальные среды или продукция изготавливается в жёстких условиях, — рассказала Маргарита Родионова. — Например, молоко в упаковках “тетра-пак” проходит обработку при высоких температурах и под давлением — в этом случае возможно увеличение сроков годности. Однако производитель должен подтверждать длительные сроки годности проведением исследований и экспертными заключениями».