Какие казахские традиции связаны с рождением ребенка? Основные ритуалы для младенца и его мамы — это шилдехана, калжа той, бесик той и кырқынан шығару. Их проводят на протяжении первых 40 дней жизни ребенка.
Шилдехана
Шилдехана — праздник в честь рождения ребенка. Его отмечают в первую неделю жизни младенца в нечетный день — третий, пятый или седьмой. Всех оповещают о радостной новости и приглашают на той. По традиции в празднике участвует только молодежь.
По давним традициям это пышное празднество с застольем, айтысами (песенное состязание двух акынов в сопровождении домбры), кокпаром (состязание всадников за тушу козла), байгой (состязаниями в верховой езде). Смысл праздника — весельем и шумом отпугнуть злых духов, показать, что у ребенка есть защита.
Гости дарят подарки новорожденному, произносят «Ⱪұтты болсын!» («Добро пожаловать!») и другие добрые пожелания, отмечают авторы статьи «Концепт “семья” в казахской национальной культуре». По поверьям, чем больше будет сказано хороших слов в адрес виновника торжества, тем удачнее сложится его судьба.
Что подарить на шилдехана?
На шилдехана дарят одежду, игрушки, кроватку, детское постельное белье, ванночку с принадлежностями, развивающий коврик, автомобильное переносное кресло, коляску, пеленальный столик, подгузники, увлажнитель воздуха. И это неполный список.
Если не знаете, что подарить, спросите у родителей или дарите деньги. Все чаще применяется европейская практика: родители составляют список нужных вещей, а приглашенные гости выбирают, что могут купить, и закрепляют подарок за собой.
В наше время шилдехана обычно отмечают в день выписки мамы с младенцем из роддома и зачастую не слишком пышно.
Калжа той
Что такое калжа той? Калжа той — это застолье, посвященное роженице. Чтобы молодая мама быстрее восстановилась после родов, для нее готовят сытное угощение из нежного мяса ягненка.
Кто делает калжа той? Калжа той делает муж роженицы или его родственники. После родов они закалывают ягненка и долго варят мясо, чтобы оно было максимально нежным, а сорпа (бульон) — густой и ароматной. В наше время калжа той чаще делает мать мужа родившей женщины.
Еще до начала калжа той молодой маме дают отведать печень ягненка как одну из наиболее питательных частей. На сам ритуал принято приглашать одних женщин. Они дарят виновнице торжества полезные подарки, высказывают добрые пожелания, рассказывают о своем опыте материнства.
Традиционно частью ритуала был обычай шилде теры. Роженицу укутывали в одеяла и давали пить горячую сорпу. Так в давние времена, когда еще не было необходимых лекарств, организму женщины помогали преодолеть возможные осложнения после родов.
По окончанию трапезы кости ягненка тщательно очищали. Асык (надпяточная кость овцы) вешали у изголовья колыбели. Шейные позвонки нанизывали на нить и подвешивали где-то повыше в доме, чтобы ребенок рос крепким, здоровым и быстрее начал держать голову.
В наше время калжа той еще один повод порадоваться рождению малыша.
Бесик той
Бесик той — обряд перекладывания младенца в люльку — бесик. Когда делают бесик той? Этот обряд проводят после рождения малыша, пишет Ассамблея народа Казахстана. Но уже после шилдехана на третий или пятый день.
Люльку и приданое готовят родители роженицы, в некоторых регионах — родители мужа. Если в семье это уже не первый ребенок, то колыбель передается по наследству от старшего.
Сейчас большинство семей используют обычные детские кроватки. Но бесик для казахов — священная вещь. Ее нельзя ломать, сжигать, так как может прерваться род, для которого была сделана люлька. Бесик изготавливают из дерева, украшают орнаментом. Главная особенность — отверстие в районе таза ребенка, в которое вставляется трубка, выходящая в горшок. Чтобы ребенок не выпал, его фиксировали мягкими ремнями.
На бесик той приглашаются близкие родственники. Они дарят подарки маме и младенцу. Также девятью подарками обмениваются сваты.
Перед началом ритуала комнату с бесиком окуривают благовониями, чтобы выгнать темные силы. Затем через отверстие в колыбели пропускают разные сладости. Они достаются детям и взрослым гостям. В колыбель ребенка укладывает самая старшая и мудрая женщина, чаще это бабушка. Чтобы мальчик в будущем стал влиятельным и богатым, его накрывают чапаном, а рядом кладут камчу. Чтобы девочка выросла красавицей, с ней в люльке оставляют расческу и зеркальце.
Во время шилдехана или бесик тоя проводят обряд имянаречения — ат кою. Ребенка доверяли назвать родителям мужа, мулле или старейшему из рода.
Қырқынан шығару
Қырқынан шығару — «праздник сороковин». Считают, что с 40 дня ребенка можно показывать людям, он уже менее уязвим для злых сил, в него вселяется человеческая душа.
Отмечали этот праздник и проводили обряд омовения не на 40-й день. Для мальчика — на 37−39 день, чтобы он вырос сильным и смелым. Для девочки — на 41−43 день, чтобы она была заботливой, покладистой и калым был больше.
В деревянную пиалу складывают 40 серебряных монет, серебряные украшения, асыки для мальчика и бусины для девочки — на добро и богатство. Затем в пиалу наливают 40 ложек воды из ванночки младенца. Ребенка кладут в ванночку, поливают водой из пиалы, приговаривая добрые пожелания. После этого киндик шеше первый раз стрижет ребенку волосы и ногти. Волосы хранят, завернув в полотно, а ногти закапывают там, где не ходят люди. Младенца одевают в праздничную рубашку, а ту, которую он носил до 40 дней, отдают бездетной женщине.
С 40 дня младенец считается полноценным человеком. Казахи верили: то, как они отметят этот праздник, повлияет на дальнейшую судьбу и характер малыша.
Сейчас большинство обрядов и традиций при рождении ребенка утратили свое значение, изменились или не соблюдаются в полной мере. Тем не менее некоторые сохранились и передаются младшему поколению от старшего.