С 20 июня абитуриенты штурмуют институты и университеты. Поступить на бюджет в вуз Иркутска в 2023 году — желанная цель для многих выпускников. Ведь, если не получится пройти через отборочное сито, придётся выбирать — либо учиться платно, либо получать «корочки» попроще, в колледже. Можно успокоить нервничающих абитуриентов — шансы стать первокурсниками у них очень высоки, половина точно получит студенческие билеты. irk.aif.ru разбирался в ситуации.
В вузах Иркутска — более 5 тысяч бюджетных мест
ИГУ, БГУ, ИРНИТУ, ИрГУПС, ИГМУ, ИрГАУ. В пяти основных вузах Иркутска — около 5 тысяч бюджетных мест для будущих первокурсников. Не так уж и мало — особенно, если учесть, что ЕГЭ в этом году сдавало 13,5 тысяч человек, считая выпускников прошлых лет. Но около трети 11-классников сразу выбирают поступление в колледжи. Остаётся около 9 тыс. претендентов. Меньше, чем по два человека на место.
Шансы есть. Но это, конечно, при идеальных условиях. В жизни всё происходит не совсем так — скажем, по данным Минобразования региона, лишь 47% абитуриентов в этом году выбрали профильную математику, которая необходима для поступления на все инженерные и экономические специальности вузов. Это добрая половина бюджетных мест. Есть много возможностей проявить себя для естественников, и при этом лишь 16−17% выбрали биологию и физику. Совсем немного — для гуманитариев.
Вузы Иркутска: Филологи и юристы не нужны
Пик «спроса» на гуманитариев пришёлся на конец прошлого — начало этого века. Открывались пиар-службы и информационные агентства, юридические и финансовые бюро. Однако спрос быстро насытился и сейчас вакансии этого типа почти не появляются. Просматриваем популярную службу по поиску возможностей для трудоустройства — около 10 мест для журналистов и СММ-щиков разного профиля. В базе желающих трудоустроиться — больше 500 человек только из региона. Что касается юристов и юрисконсультов, то здесь на 200 мест — 20 тысяч желающих. Спрос штучный, поэтому и госзаказа на большинство направлений для них практически нет.
Хотите получить такие дипломы на свой страх и риск, даже не считаясь с тем, что найти место в результате будет крайне сложно? Поступайте платно. Бесплатные места на общих основаниях наперечёт — 12 для журналистов, 18 для юристов (это во всех вузах города, без учёта специальных квот). Интересно, что в этом году практически нет даже чисто филологического набора на бюджет в ИГУ. Только практики — либо будущие учителя, либо спецы по прикладной филологии. Интересно, что это правило вовсе не работает для истфака — это единственное направление гуманитарного толка, где в этом году относительно много мест госзаказа как для учителей, так и для «чистых» историков, политологов, философов, специалистов по международным отношениям.
А вот педагоги всех направлений и переводчики стране нужны. Причём, нужны в основном будущие китаисты. А вот ориентация на чисто европейские языки сегодня уже проигрышна.
На бюджет в вузы Иркутска ждут технарей
В этом году сохраняется большое число бюджетных мест в Иркутске для тех, кто готов стать крутым IT-шником. Готовят дефицитных спецов, которым государство готово давать особые льготы, в том числе и по ипотеке, на трёх факультетах ИГУ — более 300; в ИРНИТУ — 205, в ИрГУПСе — около сотни, в ИрГАУ — 60, в БГУ — 39. Итого — более 700 мест, и это только очно на бюджете. И надо сказать, что школьники отреагировали — на ЕГЭ этот предмет сдавали 2,7 тысяч выпускников.
А ещё требуются будущие математики и физики, радиофизики и геологи, экономисты и преподаватели в ИГУ. Экономисты и строители, таможенники, спецы по кадастрам и лесному делу в БГУ. И, наконец, инженеры самых разных направлений — только в ИРНИТУ готовы принять более 1500 обучающихся на бюджет, в железнодорожный вуз — 250 человек только в Иркутске. Всем их объединяет одно — при поступлении нужна профильная математика, её сдавали чуть больше 5 тысяч учащихся. Имеющих проходной балл по этому дефицитному предмету может просто не хватить на все вузы.
Как считают представители вузов, в этом году ситуация может повториться. Эксперты напоминают, что на первые курсы поступает поколение, чья школьная судьба была не самой простой — два года ковида в старших классах, болезни и удалёнка однозначно скажутся на качестве знаний. Особенно большие сложности могут быть при поступлении на технические и экономические специальности.
Медики и учителя всегда в почёте
Главный медицинский вуз региона готов принять по конкурсу и целевому набору 366 человек, а всего на бюджет с учётом квот — 468 и примерно столько же платно. Самый большой набор, по традиции, на лечебное дело и на педиатрический факультет.
«Абитуриентов, которые поступали бы с очень высокими баллами, мало. Они уезжают из Иркутска, из области. Олимпиадники уезжают. К нам в прошлые года заходили единичные ребятишки с баллом 300 и выше. В 2022 году ни у кого не было 300 баллов. Таких детей становится меньше, они уезжают в столичные вузы», — объяснил Андрей Щербатых, который в апреле этого года стал ректором Иркутского государственного медицинского университета.
В школах стали открывать медицинские классы. А на днях стало известно, что в базовом медколледже вуза в этом году примут первых абитуриентов на «Лечебное дело» уже после 9 класса. Получив диплом, они смогут работать или продолжать обучение в ИГМУ, как это уже сейчас делают пошедшие по этому пути 11-классники. Плюсы очевидны — тут и осознанность выбора профессии, и приверженность вузу.
«В этом году в ИГУ много мест для IT-специалистов, они нужны стране, — говорит АиФ-Иркутск ответственный секретарь приемной комиссии ИГУ Дарья Баева. — Нужны практики и естественники».
Очень много по-прежнему требуется «чистых» биологов и химиков — около 200, и не обязательно педагогов в потенциале. Им есть чем заняться, и экологией, и изучением почв. И это только в ИГУ. Что касается профильного сельскохозяйственного вуза, то на бакалавриат за госсчёт открыто больше 800 мест, из них около 500 — очно. Больше всего — на ветеринарию и ветеринарно-санитарную экспертизу, агроинженерию, эксплуатацию машин, землеустройство. Учат здесь и будущих энергетиков, специалистов по недвижимости, лесному делу. А вот на экономику и агроинженерию в этом году только платный набор.
Участники СВО и дети военных — вне конкурса
И всё же, как считают специалисты, конкурс в этом году будет выше обычного. В каждом вузе 10% мест на бюджете зарезервировано для тех, кто участвовал в СВО, получил награды и ранения. Также в перечень особых льготников входят ветераны боевых действий в других государствах, и дети тех, кто сейчас находится на передовой, как мобилизованных, так и добровольцев и контрактников.
«Это решение — большая поддержка для тех, кто участвует в специальной военной операции, — говорит начальник приёмной комиссии Байкальского государственного университета Ольга Пензина. — Герои России, награждённые тремя орденами Мужества, и те, кто получил увечье или был ранен, принимаются в вузы без экзаменов. Это право имеют и дети Героев, и дети погибших при исполнении воинского долга во время СВО или в других странах ранее. По результатам ЕГЭ или вступительных испытаний (выбор за самими поступающими) — дети всех участников СВО и ветеранов боевых действий в других государствах. Вместе с аттестатом льготникам нужно представить справку, подтверждающую статус».
КОММЕНТАРИЙ
Политолог Сергей Шмидт:
Историки нужны, чтобы воспитывать новое поколение
«Тут важно помнить, что бесплатного обучения в вузах в принципе не существует. Есть обучение, которое оплачивает государство, исходя из своих потребностей. Это всё и объясняет. Почему нужны и долго ещё будут нужны абитуриенты с хорошим знанием математики, физики, химии? Если мы, как страна, хотим развиваться, нужно развивать промышленность. Поэтому на предприятиях требуются инженеры, с развитием цифровизации всё более возрастет значимость IT-шников. Что касается гуманитариев, то да, массово они не требуются, если только речь не идёт об учителях. Что касается востребованности историков, то логика государства железная -специалисты нужны для воспитания подрастающего поколения, для привития молодёжи традиционной, не прозападной, системы ценностей. Другое дело, я до конца не понимаю, почему государство в этой ситуации обходит вниманием журналистику. Может быть, это моя точка зрения, эта профессия сейчас наконец-то стала считаться ориентированной на практику и в этом случае обучение ей совсем юных ребят в вузовских аудиториях имеет мало смысла, так как в отрыве от реального дела это просто невозможно».