Виноградовский мост, или, как его чаще называют красноярцы, вантовый, вошёл в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира». Это не только любимое место горожан для прогулок, но и украшение столицы края.
«Просто фантастика!»
Подвесной виадук в центре краевой столицы — это не просто самое красивое место города, но и одно из самых популярных. Даже в будни здесь нескончаемый поток красноярцев. По вантовому мосту любят прокатиться велосипедисты, прогуляться мамы с колясками, семьи с детьми, пенсионеры. Заодно попасть с левого берега Енисея на остров Татышев и обратно.
Вечером Виноградовский мост, переливаясь разноцветными огнями, словно в зеркале, отражается в речной воде, завораживая своей красотой.
«Сначала через протоку Енисея сделали насыпную дамбу. По ней с моими сокурсниками по институту мы бегали кроссы на остров. Добегали до озера Старица и там плавали. Я был свидетелем, как сначала выставляли быки — это опоры моста, потом саму конструкцию. Однако, к сожалению, как натягивали ванты, увидеть не получилось, потому что к тому времени я уже работал», — вспоминает красноярский архитектор Александр Банников.
По его словам, проект вантового моста разработал один из московских проектных институтов, а вдохновителем его строительства был Арэг Саркисович Демирханов.
«В то время он имел огромный авторитет у руководства города, умел убедить власть, что это необходимо. И надо отдать должное Павлу Стефановичу Федирко, который согласился на его предложение. Это была просто фантастика! Наши руководители, думаю, должны учиться на их примере. Конечно, по сравнению с Коммунальным или Октябрьским, вантовый мост миниатюрный, более того, я бы сказал, мост в никуда. Тем не менее это стало важным событием для города. Когда появляются такие сооружения, понимаешь, что Красноярск приобщён к современным инженерным решениям», — говорит Банников.
Останутся дома и мосты…
Вантовый мост был построен в 1986 году работниками строительной организации «Мостотряд № 7», начальником которой был Герой Социалистического Труда Сергей Николаевич Виноградов.
Сначала виадук носил имя основателя Красноярска Андрея Дубенского, но в 1999 году его переименовали, назвав в честь известного красноярского строителя. В память о нём в начале сооружения со стороны площади Мира установлена мемориальная доска.
Сергей Виноградов родился в селе Ачаир Омской области в 1935 году. Школу окончил с серебряной медалью и в 1952 году поступил на факультет «Мосты и тоннели» в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта без вступительных экзаменов.
После защиты и получения красного диплома по распределению приехал в Красноярск на предприятие «Мостотряд № 7». Начинал мастером, потом стал прорабом, затем главным инженером. В 1968 году возглавил организацию.
Его команда строила по всему краю. Возводила мосты в Ачинске, Шарыпове, Канске, Дудинке, Норильске. Виноградов руководил возведением не только крупнейших транспортных объектов на территории Сибири, но и одним из самых грандиозных спортивных сооружений — красноярского Центрального стадиона.
«Будучи главным инженером, Сергей Николаевич принимал участие в строительстве Коммунального моста. Под его руководством был построен Октябрьский мост и “777”, через речки Бугач и Кача. Команда Виноградова возвела путепроводы, переходы и мосты в Заполярье, включая реку Норилку, соединяющую Талнах и Норильск. Это один из уникальных мостов, построенных в тундре. При этом все переправы настолько надёжны, что стоят по 30−40 лет без ремонта», — говорит научный сотрудник Красноярского краеведческого музея Михаил Чечерев.
Сергей Виноградов был награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот», двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Он ушёл из жизни в 1999 году, похоронен на Аллее Славы кладбища Бадалык. На его надгробии выбита надпись: «После тебя на свете останутся дома, мосты… А жизнь продолжают дети… “.
Кстати, длина вантового моста — 550 м, ширина — 10 м. Высота пилона — 40 м. Его строительство началось в 1979 году, ввели в эксплуатацию мост в 1986 году. В каталог ЮНЕСКО «Мостостроение мира» вошли четыре красноярских моста: Коммунальный, Октябрьский, Виноградовский и самый северный в мире совмещённый мост через реку Норильская.