Поисковому отряду «ЛизаАлерт» в Кузбассе 25 июля исполнилось 10 лет. За эти годы найдено более 7000 пропавших людей. Как образовался отряд, чем живёт, кого ищет и что делать, чтобы в вашей семье не случилось трагедии, рассказывает его руководитель Денис Кондрашов.
Кто теряется.
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Денис, что предшествовало появлению отряда «ЛизаАлерт» в Кузбассе?
Денис Кондрашов: История, которая случилась с Яной Титовой. В 2013 году в Кедровке пропала 15-летняя девочка. Её искали сотни людей. Но, к сожалению, нашли погибшей. Это резонансное происшествие объединило людей, у них появилось желание больше не допустить подобного. Так и появился отряд.
Сначала было несколько человек, но с годами численность росла. На сегодня у нас более 100 человек постоянного состава и около 300 тех, кто готов помочь. За 10 лет мы приняли более 10 тысяч заявок, из них 7,5 тысячи человек найдены живыми. Сейчас благодаря тому, что мы развиваемся, обучаем своих ребят, перенимаем опыт, живыми находим 95% потерявшихся. И у нас в отряде волонтёры. Считаю, что нет ничего более мотивирующего, чем добровольчество.
В отряд принимаем всех желающих. Работа найдётся для каждого. Единственное ограничение — возраст. Берём с 18 лет.
— Кто теряется чаще всего?
— Это зависит от разных факторов. Например, времени года или погоды. Сейчас в лесу пропадают ягодники, скоро будем искать грибников, весной спасаем сборщиков колбы, зимой — любителей срубить ёлку. Также летом много пропадает детей, причём в городе — погода хорошая, они везде гуляют, уходят к друзьям, заигрываются, уезжают в другие районы, где уже не ориентируются. К счастью, 90% заявок на детей до статуса поисков не доходят. Ребятишек находят через несколько часов. Частенько теряются пожилые люди, которые в силу своего возраста уже плохо ориентируются в городе.
Если говорить о резонансных делах, то здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Безусловно, у нас появляются дополнительные ресурсы — техника, люди. Например, когда мы искали пропавших бабушку и внука, нам власти дали вертолёт. Но работать с большим количеством людей тоже непросто. Да, здорово, они хотят помочь, готовы идти на поиски сейчас, но не знают, как это делать. Их нужно обучить элементарным навыкам, например, пользования оборудованием, и организовать. Порой сделать это непросто.
— А как строятся отношения с другими службами? Работаете вместе?
— В поисках важно действовать слаженно. Поэтому со всеми службами работаем в плотной взаимосвязи. Полиция, следственный комитет, МЧС, администрация — у них больше полномочий в любом случае. У нас опыт, методики и инструменты.
Очень приятно, что нам доверяют. Например, так было с историей спасения 13-летней девочки в Верх-Чебуле. Она ушла из детского дома погулять, заблудилась и увязла в болоте. Сотрудники следственного комитета предоставили нам полностью координировать поиск. В результате добровольцами «ЛизаАлерт» она была найдена в течение нескольких часов.
Самые сильные эмоции.
— Как вы попали в отряд?
— Я периодически следил за работой отряда, а в 2017 году увлёкся всерьёз. У каждого поисковика случается тяжёлый поиск, после которого он либо остаётся, либо больше не готов сталкиваться с этим. Уйти просто, но потом ещё кто-то уйдёт, а кто же будет помогать в поисках? Постепенно это стало образом жизни.
Мы получаем эмоции, которые невозможно испытать в обычной жизни. Развиваясь в отряде, ты берёшь на себя больше ответственности. А осознание того, что благодаря тебе и другим людям была спасена человеческая жизнь, ничем не заменить.
— Чудесных историй спасения много?
— На мой взгляд, каждая история со статусом «Найден. Жив» чудесная. Например, история с поиском двух девочек в Яшкинском районе. Одной было два годика, а второй пять. Они ушли с детской площадки и более суток провели на улице. В поисках участвовало более 500 человек. Нашли малышек двое местных жителей в трёх километрах от посёлка, которые обследовали территорию на личном квадроцикле. Маленькие девочки в летних платьях пережили две холодные ночи!
Или однажды мы искали пожилую женщину, которой было около 90 лет. Она ушла из дома и потерялась. Обнаружили её спустя сутки, лежащую без сил недалеко от реки. Подняли, повели под руки. И спустя метров десять к бабушке пришло осознание: всё позади, её нашли! И она уже самостоятельно пошла наравне с нами в сторону, где её ожидали родные.
Кстати, хочу отдельно обратиться к родственникам пожилых людей. Если вы знаете, что у бабушки или дедушки проблемы с памятью, приобретите им часы-трекер, положите записку с адресом и вашим телефоном в карман. Помните, пожилые люди могут сидеть на остановках, не зная, куда дальше идти, ехать в автобусах. Пожалуйста, обращайте на таких людей внимание, предложите им помощь. Зимой они просто-напросто могут замёрзнуть на остановках или уехать на автобусе на конечную остановку и уйти.
— Какой совет можете дать родителям, чтобы с их детьми не случилось трагедии?
— Самый главный совет — уделяйте внимание своим детям. Ребятишек до 7 лет нельзя вообще оставлять одних. Каких-то пара минут без присмотра — и может случиться трагедия. Ребёнок может выйти во двор, если вы живёте в частном доме, и упасть в выгребную яму. Так, в Анжеро-Судженске недавно искали двухлетнюю девочку. Она прошла по дороге более двух километров и дошла до воды. Ещё бы пара метров — и могло произойти самое страшное. История была резонансная, в поисках участвовало много людей. В итоге малышку нашли буквально в нескольких метрах от воды.
Если это дети младшего школьного возраста, чаще разговаривайте о безопасности. Объясните им, что делать, если они потерялись: в торговом центре — подойдите к продавцу или охраннику. Если в городе, то поможет взрослый с детьми, полицейский. Учите никуда не ходить с незнакомыми.
Всех с детства учат помогать бабушкам, но если и помочь донести сумку — только до подъезда! Помочь пожилому человеку — это очень хорошо, но безопасность вашего ребёнка важнее! Учите детей тому, что взрослым должны помогать взрослые, а не ребёнок. Были случаи, когда потом в квартире оказывались посторонние люди.
Ккажется, что проблема, о которой рассказывает ваш ребёнок, пустяк, то вы сильно заблуждаетесь — для него это реальная проблема и не менее серьёзная, чем ваша. Разговаривайте со своими уже взрослеющими детьми! Если вы не будете вникать в их жизнь, если ребёнок не сможет с вами поделиться, получить поддержку — эту поддержку он пойдёт искать вне дома. Дети бегут не из дома, они бегут от проблем, в поисках понимания, которого так не хватает дома.
Не нужно категорически запрещать что-то ребёнку. Лучше объясните, что какие-то вещи делать не нужно. Захотел он завести страничку в социальной сети — не запрещайте под предлогом, что там много всего негативного. Заведите эту страничку вместе, расскажите о положительных и отрицательных сторонах, объясните, какие группы плохие, а какие принесут пользу.