В ноябре прошлого года депутаты Законодательного Собрания Иркутской области на полном серьезе обсуждали охоту на один вид птиц: байкальского баклана. Большой баклан, живущий на Байкале, представлялся в виде какой-то «черной чумы», которая жрет омуля и загаживает своим пометом окрестности, отчего там гибнут трава и кусты.
В общем, стрелять эту гадость немедля, как уже решили делать в Бурятии…
В Бурятии, подсчитав, что численность бакланов на «их» берегу составляет около 40 тысяч особей, постановили: в 2022 году отстрелить две тысячи птиц, заплатить охотникам по 300 рублей за голову. В 2023 году на отстрел предлагается три тысячи бакланов, о цене не говорится. Разрешения на отстрел бакланов у соседей выдает Бурприроднадзор.
В Иркутской области, где насчитали только 4,5 тысячи бакланов на Байкале, на защиту птиц встали ученые, которые заявили, что их не так уж и много и вообще к нам залетели бакланы с юга, сейчас засуха закончилась, и они вернутся по домам.
Тогда решение об отстреле бакланов на Байкале удалось отложить. Но теперь отстрела бакланов требуют жители Братского района в лице мэра Александра Дубровина. 2 августа он выложил в своем телеграм-канале запись части совещания с рыбаками и рыболовными компаниями, и они там просто требуют мести.
Рыбаки Братского района, участвовавшие в совещании, заявили, что смогли наловить рыбы только в конце июня, пока бакланы сидели на гнездах. Сейчас рыбалка бесполезна. Если прикармливать рыбу, то фактически ты делаешь кормушку для бакланов, которые, если увидят рыбу сверху, созывают свою стаю и всей бандой налетают на косяк.
Баклан не просто ест рыбу — он расклевывает и многое, не доедая, бросает. Он хватает рыб до тех пор, пока их видит. На местах бакланьих пиров часто можно увидеть «битую» рыбу — части тушек, безголовых рыб, «покусанных». Не съем — так понадкусываю, в общем…
От помета бакланов страдают травы и кусты в местах, где стаи птиц устроили свои колонии и гнездовища. При этом баклан не гнушается разорением гнезд птиц, которые меньше по размерам и не могут ничего противопоставить наглецу. Участники совещания отметили, что на Братском водохранилище почти исчез нырок, который не уживается с бакланами. Стало меньше краснокнижных птиц. На Байкале бакланы сами страдают от чаек, которые разоряют их гнезда, но на Братском, Усть-Илимском, Богучанском водохранилищах врагов у бакланов почти нет. И эти птицы чувствуют себя просто прекрасно!
Конечно, первое, что приходит в голову при поиске решения данной проблемы, — отстрелить половину! Однако не все так просто. Во-первых, в Братском районе и далее по территориям бакланов еще никто не считал. Видео из телеграм-канала Александра Дубровина, конечно, показывают большие стаи бакланов, летящих над водой, но никто не дает гарантию, что это не одна и та же стая. Для проведения подсчета власти района обратились в ИГУ, ИГСХА и Институт географии СО РАН. ИГСХА с 2022 года начали свои исследования, но пока нет даже предварительных цифр, и исследования идут на добровольных началах. Чтобы получить результат, исследование нужно заказать, а на это требуются деньги.
За это время, опасаются местные, популяция бакланов на водохранилищах Приангарья вырастет в геометрической прогрессии.