Проведенные исследования показали, что летучая зола класса С может успешно использоваться не только в традиционном производстве цемента и строительных материалов, но и для получения спеченной стеклокерамики с улучшенной микрокристаллической структурой, высокой плотностью и прочностью, низкой пористостью и водопоглощением, содержащей большое количество магнитной фазы. Результаты исследования опубликованы в журнале Magnetochemistry.
Стеклокерамические материалы из дисперсных микросфер летучей золы бурого угля были изготовлены без предварительного энергоемкого размола и каких-либо добавок путем прямого спекания при температуре 1200 градусов. Этот подход может быть использован для получения недорогих магнитных материалов для промышленного применения, что является оптимальной альтернативой утилизации опасных промышленных отходов.
«Стеклокерамика обладает такими отличительными свойствами, как высокая механическая прочность, устойчивость к истиранию и коррозионная стойкость. Наши результаты показывают, что можно успешно производить качественные стеклокерамические материалы из летучей золы путем ее прямого спекания без каких-либо добавок. Это позволит обеспечить масштабную утилизацию летучей золы с высокой эффективностью и низкими энергозатратами, минимизируя загрязнение окружающей среды дисперсными отходами. К тому же такие стеклокерамические материалы обладают улучшенными свойствами. Физико-механические параметры спеченных образцов стеклокерамики на основе микрочастиц из золы бурого угля не уступают промышленно выпускаемой технической керамике. Кроме того, все образцы обладают магнитными свойствами, что позволяет предложить их для промышленного использования в качестве магнитных материалов», — рассказала кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института химии и химической технологии СО РАН Елена Фоменко.
Ранее сообщалось о том, что сибирские учёные выявили взаимосвязь между лесными пожарами и выбросами углерода. Красноярские учёные оценили взаимосвязь между увеличением интенсивности лесных пожаров и выбросами углерода в Сибири за последние десятилетия.