Всего через год на месте Дома Советов будет зиять огромный пустырь. Корпорация развития Калининградской области и региональное отделение Союза архитекторов уже ищут идеи по преображению исторического центра города. К единому мнению, правда, пока не пришли. Это красноречиво показал проведенный конкурс по проектам застройки территории вокруг Дома Советов — между Ленинским проспектом, улицами Шевченко и Зарайской и сквером между Московским проспектом и Преголей. Именно здесь находится исторический центр Калининграда — Старый город или по-немецки Альтштадт.
Цена контракта на подготовку проекта застройки составила 2,9 миллиона рублей. Для участия в конкурсе допустили 44 заявки, но определить однозначного лидера не удалось. Поскольку первое место не присудили никому, «неофициальными» победителями стали архитектурное бюро «Хвоя» из Санкт-Петербурга и калининградская компания «Архпроект Групп», которую возглавляет архитектор Александр Башин. Их проекты разделили между собой второе место.
Вернуть утраченные пространства.
— Изучив городские пространства утраченного города, мы предложили некоторые из них, которые были весьма интересны, вернуть в городскую среду, — рассказал в эфире «Business FM — Калининград» Александр Башин. — Мы не говорим о возврате исторических зданий — мы говорим о возврате пространств, которые были утрачены и которые были узнаваемы на исторических фотографиях. Например, Монетная площадь, которая выходила на Замковый пруд и раскрывала его пространство. Эту идею мы взяли за основу. В нашей концепции пространство Нижнего пруда переходит в центральную часть города и превращается в площадь. На пруду стояли два знаковых здания, построенные французским архитектором Франке. Мы их, конечно, не предлагаем восстанавливать, но берем за основу эту идею — переносим их правее, делая реверанс в сторону истории, но немного ее переосмыслив. И вот эта композиция раскрытия Нижнего пруда, в сочетании с площадью и дальнейшим продолжением в сторону острова Канта создает основу нашей градостроительной композиции.
В «Архпроект Групп» предложили воссоздать и другие утраченные пространства Кенигсберга. Например, сквер «Война и мир» и Старую площадь. Это узкая площадь «Старого города», которую планируется восстановить, но лишь в исторических габаритах.
— Здания запроектированы совершенно другие. И вообще о зданиях я бы сейчас не говорил. Можно говорить об их размерах. Например, пять этажей будет достаточно, чтобы сформировать эту площадь. Дальше мы продолжаем возвращение интересных утраченных исторических пространств и делаем набережную. Она переходит в Рыбную площадь в том месте, где она и была — напротив Кафедрального собора, создавая амфитеатр перед собором. Возвращаем утраченную площадь «Нового города». Она была треугольной формы, — добавил Александр Башин.
За основу концепции в «Архпроект Групп» взяли идею трех городов-основателей Кенигсберга: Альштадт, Лебенихт и Кнайпхоф. По словам Башина, предполагается, что градостроительная размерность сохранится. Будет Старый город (Альтштадт), Новый город (Нойштадт) и Кнайпхоф (остров Канта).
— Остров Канта мы не меняем, сейчас это рекреационное пространство. Но все три города мы объединяем в единую градостроительную структуру, когда горожане из городской застройки могут перейти в рекреацию и там отдохнуть. И вот рекреация Нижнего озера и рекреация острова Канта соединены городской тканью, где есть и площади, и скверы, и улицы. В том числе, речь идет о торговых пешеходных улицах. Одна улица Верхнего города, вторая — вдоль Преголи над магистралью, — сказал Александр Башин. — По нашей идее, часть Московского проспекта в районе нынешнего Дома Советов планируется поместить в тоннель. Пространство над тоннелем можно обустроить в виде пешеходной зоны, чтобы с улицы Виктора Гюго можно было пройти в сторону ул. Зарайской, либо дальше в сторону Московского универмага. Правильно было бы заглубить и ул. Шевченко, соединив Нижний пруд и центральную площадь единым пешеходным пространством.
Критическая реконструкция.
— Мы предлагаем ввести принцип критической реконструкции. Он был применен бывшим главным архитектором Берлина Хансом Штимманном, который таким образом «сращивал» западную и восточную часть Берлина, — продолжает Башин. — Это принцип одного жесткого регламента для всей застройки, который устанавливает правительство. Мы не восстанавливаем здания один в один, а придерживаемся высотного регламента. При этом фасады делаем новые, придерживаясь структуры исторической сетки улиц и не имеем права поднимать высоту карниза или кровли выше установленного регламента. Все должно быть ровно, при этом архитектор может проектировать разнообразные фасады зданий в любом материале и характере.
В нижней части исторического центра Калининграда планируется высотность зданий в пять этажей, в средней — шесть, в верхней — семь. Выше ничего строить нельзя, кроме единственной вертикали — Замковой башни. На этом месте Александр Башин предлагает создать замкнутую площадь, защищенную от ветра — для калининградцев это важный аспект. Часть этой площади планируется отдать Музею археологии. В самой башне есть идея разместить исторический музей Калининграда. На каждом этаже предлагается представить поэтапное развитие города, начиная с первой половины XIII века. А на самом верху — смотровая площадка, откуда калининградцы и туристы смогут, пройдя через всю экспозицию, посмотреть, как город выглядит сейчас.