На ВЭФ-2023 во Владивостоке будет создана экспозиция будущего Дальневосточного художественного музея с коллекцией реальных экспонатов. И, конечно, самый ценный из них — работа Тициана «Ревекка у колодца». Всего на форуме покажут двенадцать работ из собрания музея. Подробности рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».
Художника узнали по натурщице
Во Владивосток на представительный форум отправились работы, которые находятся в постоянной экспозиции музея и в фондах, чтобы представить коллекцию наиболее полно, насколько позволяет площадь павильона. И, конечно, главным событием станет полотно Тициана «Ревекка у колодца».
Работа поступила в Дальневосточный художественный музей в 1931 году. Тогда Московский музей изящных искусств, ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, щедро делился с провинциальными собраниями произведениями из своих запасников. В сопроводительных документах указывалось, что автор неизвестен. Но у хабаровских специалистов сразу же возникли догадки, кому принадлежит это полотно. По технике изображения, колористике было понятно, что автор — художник эпохи Возрождения. Высказывалось предположение, что это Тициан или один из его учеников. И только в начале двухтысячных годов в лаборатории Эрмитажа была проведена научно-техническая экспертиза, которая не оставила сомнений: Тициан Вечеллио. — Был сделан рентгенологической анализ, который подтвердил подлинность авторства, — рассказывает и.о. директора Дальневосточного художественного музея Андрей Киселев. — Особенность письма первого слоя, который не подвергался реставрации, совпал с манерой более поздних работ художника. И в центральной круговой композиции специалисты увидели миловидную девушку, Ревекку, которую художник много рисовал. Она была одной из его моделей.
Перед нами ветхозаветный сюжет, который рассказывает историю о том, как библейский патриарх Авраам, состарившись, решил женить своего единственного сына на девушке из земель Ханаанских, где Авраам долгое время жил с семьей. Он отправляет в дальний путь верного ему раба Елизара отыскать подходящую невесту Исааку..
У колодца он увидел девушку, которая напоила его, его спутников и даже верблюдов водой. Елизар увидел в том знак Божий.
— Скорее всего, это ранний Тициан, работа относится к периоду его становления, — объясняет Андрей Киселев. — Пастельные тона, в которых написана работа, потом станут излюбленными у художника, но цвета станут более насыщенными.
И хотя авторство картины научно доказано, но поскольку холст не подписан рукой самого художника, пишется, что это предположительно Тициан. Таковы научные требования.
Понятно, что полотно начала XVI века требует почтительного к себе отношения. И тут сразу возникает вопрос о сохранности работы. Как она переживет дорогу, высокие температуры и почти стопроцентную влажность? Евгений Киселев говорит, что во Владивосток поехали высокоточные копии картин, заранее подготовленные. Так что подлинники остаются в родных стенах музея. Натюрморт как фон для буфета.
Западноевропейское искусство будет представлено еще двумя работами. Одна из них — натюрморт немецкого художника Халлера. На темном фоне яркие цветы, живописный виноград, а на переднем плане — красные раки. Евгений Киселев рассказывает, что изначально натюрморт не считался самостоятельным жанром, он служил задним фоном для буфетов и шкафов..
Представьте: перед нами стоит большой шкаф или сервант, а на полке вместо настоящих яств — изображение всего этого изобилия: цветов, фруктов, дичи. Картину писали на темном фоне, в затемненных помещениях на приходящего в гости это производило сильное впечатление. Работы немецких авторов вообще темнее, глубже, это вам не солнечная Италия. Третье полотно — «Гавань», неизвестного французского художника. Но зато доподлинно известно, что картина повторяет гравюру, выполненную Ле Ба с картины Клода-Жозефа Верне. Получается, копия с копии? — Однако каждый автор привносил в сюжет что-то свое, — рассказывает мой собеседник. — Когда гравюра делается с живописного полотна, она теряет цвет, но обретает детали, неизбежные в новом жанре. Другой художник делает обратный процесс, черно-белую гравюру переводит в живописное полотно. И это происходит не механически, а по всем законам живописи.
Почему выбрали именно эту работу? Хороший пейзаж, очень характерный для французской школы, которая стремилась к легкости и насыщенности одновременно.
Наш музей покажет и очень хорошую экспозицию русских художников. В частности, «Пейзаж с цветочной клумбой» Бориса Кустодиева. В 90-е годы работа подарена тогдашним губернатором края Виктором Ишаевым, который купил ее на аукционе на свои деньги и передал музею. Ни одной работы Бориса Кустодиева у нас не было. Работа 1917 года, время больших перемен. Понятно, рушатся прежние устои, но Кустодиев сохранил академическое понимание искусства.
Работе не очень повезло, она висит в четвертом зале русского искусства, который часто отдают под выставки, а потому ее отправляют в фонды. К примеру, недавно там показывали Марка Шагала. Но после демонтажа выставки Кустодиев вновь вернется на свое место.
Пейзаж свечи и дороги
Небольшие работы Бориса Кустодиева, Василия Поленова и Сильвестра Щедрина были увеличены. Чтобы они выглядели эффектно в павильоне, им придали масштаб. Не теряются ли от этого полотна?
— На самом деле размер любого полотна изначально входит в замысел художника, — соглашается Евгений Киселев. — Но если копия сделана хорошо, это не мешает восприятию. Когда мы показываем такие полотна детям в школах, это работает и не вызывает отторжения. А вот Кузьма Петров-Водкин предстанет перед публикой во всем своем естестве. Его портрет «Дочь рыбака» — теплая, лирическая и очень трогательная работа.
— Получается целая плеяда прекрасных художников, начиная с Сильвестра Щедрина, по большому счету академиста, но уже романтика, Василия Поленова, который вместе с Исааком Левитаном, по образному определению искусствоведов, писали пейзажи свечи и дороги, то есть исполненные духовного смысла. Мы долго добивались гармонии, чтобы работы сочетались друг с другом и во время экскурсии не вызывали ощущения случайности, — поясняет Евгений Киселев.
Екатерина Вторая, основательница Эрмитажа, говорила, что город без музея — деревня. Она имела в виду музей художественный. И Хабаровску в этом смысле повезло. У нас есть прекрасный музей, украшением которого являются работы художников первой мировой величины. К слову, наша экспозиция западноевропейского искусства выполнена по всем канонам лучших европейских музеев. И мы очень ждем, когда наконец истинным любителям живописи надоест листать альбомы и они захотят прилететь и посмотреть того же раннего Тициана в подлиннике. Именно для этого музей едет на представительный форум, чтобы показать свои сокровища.
Люди, которые путешествуют на Дальний Восток, хотят увидеть реки, леса, просторы. Меньше всего они ожидают обнаружить здесь работы тех же итальянских художников XV века. И когда они их видят, у них возникает культурный шок. А нам и ехать никуда не надо. Всё рядом и всегда с нами.