Успеть ДО
Специалист с самого начала беседы подчеркнула, что родители должны разговаривать с ребенком о школе, поведении, роли классного учителя, разных ситуациях, которые могут произойти. Чтобы ребенок не чувствовал себя обманутым, когда придет в сентябре в это прекрасное, как некоторые родители описывают, место, где ему учиться минимум девять лет.
И нельзя отчитывать или запугивать, например, «посмотрим, будешь ли ты так же прыгать в школе, где надо сидеть весь урок» или «а в школе никто упрашивать есть не будет — весь день будешь голодным». Такие фразы только негативно настраивают учащегося, вызывая неприятные ассоциации.
— Важно вовлечь ребенка в школьную тему и озвучивать ситуации, спрашивая, как бы он в итоге ее разрешил. Посмотрите вместе фильмы и мультики, почитайте книги о школьной поре. Советую «Как выжить в школе?», — добавляет Г. Швец.
— А если младшеклассник резко реагирует на слово «школа» и не хочет ничего слышать?
— Нужно разобраться, что ему не нравится и почему такая реакция: плохие отношения со сверстниками или учителями, тяжелая программа, сложности с какими-то предметами
Настраиваем режим дня
Очень часто дети жалуются, что им тяжело вставать с утра. После летней свободы, когда даже младшеклассники могли ложиться позднее обычного (и вставать ближе к полудню), — ранний подъем является очень большой проблемой.
— Чтобы не было резкого перехода — а это тоже влияет на успеваемость и уровень стресса с самого утра, — нужно менять график за несколько недель до начала учебного года. В нашем случае осталось несколько дней. Постепенно, плавно, кладем ребенка минут на 10−20 раньше — и на столько же раньше поднимаем, — подчеркивает специалист.
Очень важно проводить утро в спокойной обстановке, потому что от этого зависит настроение и в целом состояние. У ребенка должен быть «план», что и в какой последовательности ему нужно выполнять в начале учебного дня, чтобы выработать привычку и со всем справляться самостоятельно: заправить постель, умыться, позавтракать
— Не надо подгонять и кричать с утра, если ребенок медлит. Детям сложно концентрировать внимание, особенно в сонном состоянии, поэтому они отвлекаются. Нужно понимать, что опоздания — это не смертельно. Просто нужно дать ребенку больше времени и научить делать все правильно и вовремя, — подчеркивает собеседница.
Продленка: плюсы и минусы
Занятые до вечера работой родители видят в продленке спасение, ведь знают — их ребенок в безопасности, не голоден, с выполненной домашкой, еще и со сверстниками общается.
— При этом у него есть время поиграть. Нет ничего в этом страшного, наоборот, это помогает развивать логику, мышление, внимание и память. Если ребенок пошел в школу, это не значит, что пора откладывать игры в черный ящик, — подчеркивает Г. Швец.
Есть и минусы, конечно. Поскольку дети разные, среди них могут быть те, кому нравится быть в одиночестве. Они не могут долго находиться в социуме, это большой стресс. А есть и те, кто очень привязан к своим родителям и из-за продленки у них остается мало общего времени — в таком случае ребята тоже могут испытывать грусть, волнение, даже тревожность.
И человеческий фактор никто не отменял — в больших группах воспитатели не всегда могут уделить всем равное внимание.
Домашнее задание = психи ребенка?
Уже давно в социальных сетях гуляют мемы, что родители сохраняют хорошие отношения с детьми до учебного года, а после они портятся, ведь зачастую вечера проходят с криками и спорами из-за домашнего задания (если оно не сделано в продленке). А почему все так?
— Взрослые очень часто выходят из роли «мамы» и «папы» и становятся «учителем», — тут же выдает ответ Г. Швец. — Они повышают голос, критикуют, делают замечание, если ребенок сразу же не может вникнуть в тему. Раньше они хвалили ребенка за каждый рисунок, за любой небольшой успех, а после школы высказывают одни недовольства — «не тот наклон», «неправильно написал букву», «опять ошибся в примере»
Тогда что же делать взрослым, если ребенок начал капризничать из-за того, что плохо или неправильно выполнил упражнения или просто ничего не понял? Уж точно не кричать и не пытаться заставить доделывать что-либо в таком состоянии.
— У нас одна цель — успокоить ребенка. Из-за таких эмоций у них отключается интеллект, они не осознают ничего. Поэтому криками вы ничего не добьетесь. Как вариант, можно озвучить, что с ним происходит: ты расстроен, злишься, переживаешь. Он должен осознать свои чувства, прийти в себя. Постепенно он научится контролировать свои эмоции и самостоятельно справляться с трудностями, — подчеркивает психолог.