О проблеме вывоза на восток главного продукта Кузбасса — угля — наверняка наслышан каждый житель региона. Есть предложение, есть спрос, но железная дорога не может «переварить» нужный объём грузов. О расширении Восточного полигона говорится уже больше десяти лет. Что мешает построить дорогу и спокойно возить на восток столько угля, сколько потребуется? Разбирались kuzbass.aif.ru.
Разворот на Восток.
На минувшей неделе проходил Восточный экономический форум. Эксперты обсудили развитие транспортной инфраструктуры в направлении к Дальнему Востоку.
В том, что разворот внешней торговли России на восток состоялся, уже нет сомнений. «В этом году за семь месяцев грузооборот в торговле со странами Азии составил 420 млн тонн стоимостью 275 млрд долларов. То есть рост по грузообороту — 45% по сравнению с прошлым годом, по товарообороту — 22%», — констатировал врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
Кузбасские угольщики и до этого жаловались на нехватку железнодорожных мощностей, а теперь конкуренция на рельсах усилилась: помимо угля, повезли руду, зерно, контейнерные грузы.
Губернатор Сергей Цивилев эмоционально заявил: «Мы так зажали экономику регионов Сибири, что она остановилась в развитии». Он начал заниматься Восточным полигоном 12 лет назад, когда руководил собственной угольной компанией. Вспоминает, что ещё тогда угольщики объясняли в правительстве, что дорога нужна для всех грузов, что всё равно разворот пойдёт на Восток, т. к. там растущая экономика, а не на Западе. «БАМ-1 должны были закончить в 2017 г. До сих пор не закончили! Как можно строить столько времени? Сколько за это время мы могли провезти грузов! Мы недозаработали, наверное, полигонов десять этих восточных, деньги от которых, если бы их построили, уже давно в бюджет РФ вернули», — возмущается губернатор.
Что тормозит стройку?
По данным железнодорожных строителей, сейчас идёт второй этап БАМовской стройки, который должен завершиться в 2024 г. Тормозят работы разные факторы: критически низкие температуры до −60 градусов, нехватка работников и техники, отсутствие подъездов и необходимость строить автодороги — порядка 700 км (тогда как рельсов надо проложить 1600 км). Как уверяет руководитель компании-подрядчика Алексей Крапивин, с трудностями они справились: «За последние два года мы существенно нарастили свои мощности, в принципе от года к году мы удваиваем объём выполненных работ».
А после 2024 г. будет третий этап: к 2032 г. нужно построить дорогу с пропускной способностью в 255 млн тонн. «Безусловно, скорость повышается. Если о реализации первого этапа порядка десяти лет говорилось, обсуждалось, и семь лет мы его реализовывали. То при втором этапе эти сроки сократились: мы пять лет обсуждали, что нужно делать, и осталось три года, чтобы это построить, с чем сейчас справляемся. Рассчитываю, что на третьем этапе в этом году уложимся для завершающего набора мероприятий и 2024 год потратим на серьёзное проектирование и подготовку к производству работ», — рассуждает заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.
На вопрос, отстают ли РЖД на Восточном полигоне от комплексного плана модернизации инфраструктуры, заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин признаётся: «Отстают. Но стремятся наверстать. В этом году намного лучше».
Сергей Цивилев соглашается: «Сдвиг пошёл. Но мы опоздали, потому что в это время санкции подлетели».
Тем временем в Кузбассе наметился небольшой рост по экспорту топлива: за первое полугодие — на 1,1%. В региональном Минуглепроме считают это неплохим результатом в условиях западных санкций. Для сравнения, в 2022 г. вывезли за границу на 14% меньше, чем в 2021 г.
Денег не жалеть.
Строители и железнодорожники уверяют: чтобы не потерять набранных темпов, надо уже сейчас проектировать объекты БАМа-3, однако пока профинансирована лишь 30% работ.
О финансах говорили и другие участники диалога. «Наверное, государству не надо жалеть денег на то, чтобы обеспечить дальнейший рост грузооборота. Как таможенники мы видим, что резервы здесь, конечно, огромные», — считает Руслан Давыдов.
«Мое мнение: когда встаёт вопрос, давать или нет деньги РЖД, надо давать столько, сколько они физически могут потянуть. Ограничений финансовых здесь вообще не должно быть», — заявил Марат Хуснуллин.
Зампред правительства отметил, что быстрое решение сейчас — это ремонт и расширение автомобильных дорог. Часть «восточных» грузов можно будет отправлять по обновлённым трассам. Вот и обход Кемерова, который обещают построить в 2024 г., — это часть единого транспортного коридора от Петербурга до Владивостока. Однако главный кузбасский продукт — уголь — по асфальту не повезёшь. Нужны рельсы. И как можно быстрее.