Совместная экспедиция объединения «АвиаПоиск» и клуба подводного поиска «Восток» нашла в море у берегов острова Шкота винт и фрагменты обшивки советского военного самолета. Изучив обломки и сравнив их с базой авиационных происшествий в Приморском крае, специалисты поняли, что найденные части принадлежали двухмоторному самолету А-20К-11DO № 44−379, который летал в составе 131-й отдельной буксировочной авиаэскадрильи ВВС Тихоокеанского флота и потерпел крушение в конце сентября 1948 года.
«Мы примерно представляли, где лежит самолет, по данным архивов. В этом месте мы работали с ребятами из клуба “Восток”, они выполняли там свою задачу — искали затонувшее судно. И на боковом гидролокаторе увидели пиковые значения, которые означали, что под водой находится какой-то крупный объект. Спустились и на глубине 14 метров нашли обломки, сильно занесенные песком и илом, часть смогли поднять. Работу по подъему оставшихся еще продолжим», — рассказал «Комсомольской правде — Владивосток» участник объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.
Ночью 28 сентября 1948 года А-20К «Бостон» участвовал в прожекторных учениях, когда резко ухудшилась погода. Тяжелое воздушное судно начало разворачиваться для возвращения на место базирования — аэродром Романовка, в этот момент потеряло скорость и сорвалось в штопор — неконтролируемое вращение с падением высоты.
Экипаж — летчик Анатолий Антонов, штурман Александр Новожилов и воздушный стрелок-радист Михаил Тихомиров покинули самолет на парашютах и благополучно приземлились на остров Русский.
«Бостон» же рухнул в воду в 200 метрах от берега, разбился и затонул.
Поисковики сообщили, что обнаруженный воздушный винт станет частью музейной экспозиции клуба «Восток».
«АвиаПоиск» уже 16 лет занимается обнаружением пропавших самолетов и их экипажей на Дальнем Востоке — в Приморье, Хабаровском крае, на Сахалине. Поисковики в центральном архиве министерства обороны изучают данные о крушениях и исчезновениях военных воздушных судов и стараются найти места их падения. За время работы объединение разыскало 152 «потерянные» машины.
«Смысл нашей работы — поиски не самих самолетов. В первую очередь мы стараемся найти и захоронить тела погибших членов их экипажей. Сейчас пропажа авиатранспорта — вещь экстраординарная. Тогда, в 30−40-е годы, это было обычным явлением, и исчезнувшие самолеты никто особо и не искал. И останки летчиков до сих пор лежат в тайге и болотах среди обломков своих машин. Исправить это — наша задача», — поделился Ярослав Ливанский.