Как изменился Крым за 10 лет

18 марта 2024 года исполняется 10 лет со дня воссоединения региона с Россией.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 марта 2024 года исполняется 10 лет со дня воссоединения Крыма с Россией. 18 марта 2014 года был подписан договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав РФ.

ТАСС подготовил материал о том, как изменился Крымский полуостров за прошедшие 10 лет.

Программа развития Крыма и Севастополя

С 2014 года основным документом, определяющим развитие Крымского полуострова, являлась федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Документ был принят 11 августа 2014 года в целях интегрирования экономики полуострова в экономическое пространство России и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.

В январе 2019 года ФЦП была трансформирована в государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Срок ее действия неоднократно продлевался (в настоящее время — до 2027 года включительно).

Организационное сопровождение госпрограммы осуществляет автономная некоммерческая организация «Дирекция по информационно-аналитическому сопровождению государственной программы РФ “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя”. По ее данным, в 2023 году на реализацию госпрограммы было выделено 142,8 млрд рублей бюджетных средств. В 2024 году на эти цели направлено 105,3 млрд рублей, в 2025—2027 годах будет выделено более 300 млрд рублей.

Социально-экономическое положение

По данным Росстата, со времени вхождения в состав РФ валовой региональный продукт (ВРП) Республики Крым вырос в 3,5 раза: со 189,4 млрд рублей в 2014 году до 655,9 млрд в 2022 году (более поздние данные не опубликованы). За этот же период ВРП Севастополя увеличился в 7,6 раза: с 30,149 млрд рублей до 229,7 млрд рублей.

Инвестиции в основной капитал в 2014—2022 годах в Крыму выросли в 8,1 раза (с 26,447 млрд рублей до 214,092 млрд рублей), в Севастополе — в 21,3 раза (с 3,385 млрд рублей до 72,228 млрд рублей).

Численность населения Крыма увеличилась на 0,7% — с 1,896 млн человек на 1 января 2015 года до 1,910 млн человек на 1 января 2024 года. Население Севастополя за тот же период выросло на 40,85% — с 399 тыс. до 562 тыс. человек.

Номинальная зарплата в Крыму возросла на 1,8% — с 22,440 тыс. рублей в 2015 году до 41,404 тыс. рублей в 2022 году. За это же время заработная плата в Севастополе увеличилась в 1,9 раза — с 21,848 тыс. рублей до 42,303 тыс. рублей.

Крымский мост

После воссоединения Крыма с Россией по инициативе украинской стороны было прекращено железнодорожное и автобусное сообщение с Крымом. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью страны, стала Керченская паромная переправа. В 2014 году для установления бесперебойного транспортного сообщения полуострова президент РФ Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Общая стоимость строительства моста составила более 220 млрд рублей.

Крымский мост, соединивший Керченский полуостров (Республика Крым) с Таманским (Краснодарский край), стал самым протяженным в России и Европе — 19 км. В мае 2018 года по автодорожной части моста было запущено движение легкового транспорта, в октябре того же года — грузового.

В декабре 2019 года по железнодорожной части моста стали курсировать пассажирские поезда, в июне 2020 года — грузовые составы. В настоящее время в Крым (Симферополь, Севастополь, Феодосию и др.) курсируют поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Кисловодска, Ростова-на-Дону и других городов РФ.

С момента запуска движения по Крымскому мосту в обоих направлениях проехало 26 млн транспортных средств, из которых 21,8 млн — легковые автомобили и порядка 300 тыс. автобусов. Остальной трафик пришелся на долю грузового транспорта.

Трасса «Таврида»

В августе 2020 года началось движение по автомобильной трассе «Таврида» (Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь) — четырехполосной дороге, ставшей одной из главных транспортных артерий Крыма.

Дорога с асфальтобетонным покрытием протяженностью 250,7 км проложена в обход крупных населенных пунктов, оборудована надземными пешеходными переходами, путепроводами и двухуровневыми транспортными развязками. Пропускная способность трассы — более 40 тыс. автомобилей в сутки.

Проезд по «Тавриде» от Керчи до Симферополя занимает около двух часов, а от Керчи до Севастополя — менее трех (ранее путь от Керчи до Симферополя в среднем можно было преодолеть за три с половиной часа).

Аэропорт Симферополь

После воссоединения Крыма с Россией пассажиропоток действующего Симферопольского аэропорта значительно вырос из-за блокировки основного наземного сообщения полуострова с РФ. Вследствие этого российским правительством было принято решение о развитии аэропорта в Крыму.

Новый терминал площадью 78 тыс. кв. м был построен к северо-западу от существующего аэровокзального комплекса, рядом с селом Укромное. Он оснащен восемью выходами-телетрапами и может обслуживать до 3,7 тыс. пассажиров в час. Аэровокзальный комплекс принял первых пассажиров в апреле 2018 года. В 2019 году аэропорту Симферополь было присвоено имя русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

После начала в 2022 году специальной военной операции Вооруженных войск РФ на Украине в целях безопасности работа аэропорта Симферополь была приостановлена.

Энергетика

В 2015—2016 годах построен энергомост в Крым, представляющий собой комплекс из нескольких объектов, обеспечивающих связь энергетической системы полуострова с Единой энергосистемой России. С его вводом в эксплуатацию энергетическая мощность Крыма (с учетом собственной генерации) составила более 1 270 мВт, что позволило полностью обеспечить потребность региона в электроэнергии.

В рамках строительства энергомоста были построены две новые современные подстанции: Тамань и Кафа, реконструировано и модернизировано пять действующих станций: Вышестеблиевская, Камыш-Бурунская, Кубанская, Симферопольская и Славянская.

В 2018—2019 годах на полную мощность были выведены новые Таврическая (Симферополь) и Балаклавская (Севастополь) газовые теплоэлектростанции, в 2019—2020 годах модернизирована Сакская ТЭЦ.

Свободная экономическая зона

С 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе функционирует свободная экономическая зона (СЭЗ). Срок ее действия — 25 лет (до 31 декабря 2039 года).

В СЭЗ установлен особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включающий льготное налогообложение, применение процедуры свободной таможенной зоны и другое.

Статус участника свободной экономической зоны предоставляется при намерениях претендента реализовать инвестиционный проект с объемом капитальных вложений в первые 3 года не менее 60 млн рублей (для субъектов малого и среднего предпринимательства — 6 млн рублей).

В настоящее время в СЭЗ Крыма и Севастополя зарегистрировано порядка 1,2 тыс. участников. С 2015 года на реализацию инвестпроектов в общей сложности направлено порядка 300 млрд рублей из них более 170 млрд рублей — капитальные вложения. Создано свыше 82,3 тыс. рабочих мест.

Туризм

С 2014 года на полуострове построено более 70 объектов размещения, порядка 600 реконструировано. Только за 2023 год открыто 13 новых гостиниц почти на 400 номеров. Количество благоустроенных пляжей увеличилось вдвое.

Активно развиваются различные виды туризма: гастрономический, так называемый винный туризм (более 30 виноделен принимают участие в кольцевом маршруте «Винные дороги Крыма»), горно-пешеходный туризм (общая протяженность крымских троп составляет порядка 2 тыс. км).

За 10 лет Крымский полуостров посетили более 60 млн человек. Рекордным по числу туристов стал 2021 год — почти 9,5 млн человек. В 2023 году в Крыму побывали 5,2 млн человек, что на 20% ниже уровня 2022 года (данное снижение связано с транспортными ограничениями полуострова в связи с проведением СВО).

Строительство, дороги

В общей сложности за 10 лет на полуострове построено 300 км новых дорог, отремонтировано более 4 тыс. км. Впервые с советских времен проведен комплексный ремонт покрытия мостовых сооружений. Закуплено более 1 тыс. новых автобусов, порядка 150 троллейбусов, и также трамваи и дорожная спецтехника. На развитие транспортно-дорожной отрасли с 2015 по 2023 год было выделено порядка 430 млрд рублей, в том числе 84,8 млрд рублей — в 2023 году.

В настоящее время на территории полуострова реализуется несколько дорожных проектов, в числе которых строительство современной четырехполосной объездной дороги в обход Алушты, объездной дороги в обход Симферополя на участке Донское — Перевальное и другие.

С 2014 по 2023 год введено в эксплуатацию более 7,1 млн кв. м жилья. Максимальные объемы строительства были достигнуты в 2022 и 2023 годах (927 тыс. и более 1 млн кв. м соответственно). Для сравнения, в 2004—2013 годах на полуострове было введено менее 5 млн кв. м жилья.

Образование, здравоохранение

За 10 лет на полуострове построено и реконструировано порядка 150 детских садов на более чем 21 тыс. мест, 10 школ почти на 7 тыс. мест. До 2028 года планируется ввести в эксплуатацию еще 34 детских сада и 13 школ.

За это время были открыты многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко в Симферополе, созданы республиканский сосудистый центр, четыре центра амбулаторной онкологической помощи: в Джанкое, Евпатории, Симферополе и Ялте, новое паллиативное детское отделение на базе Республиканской детской клинической больницы.

Построено порядка 300 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. В учреждения здравоохранения поставлено более 7,6 тыс. единиц медицинского оборудования, приобретено 40 мобильных медицинских комплексов разного назначения, более 400 автомобилей скорой помощи и др. Капитальный ремонт проведен на более чем 900 объектах. В общей сложности на модернизацию системы здравоохранения полуострова было выделено более 35 млрд рублей.

Коммунальная инфраструктура

С 2014 по 2023 год в Крыму было модернизировано более 1,6 тыс. км сетей водоснабжения, реконструированы и построены инженерные сооружения для обеспечения полуострова водой, системы водоотведения и теплоснабжения. Модернизация системы коммунальной инфраструктуры позволила сократить потери питьевой воды на полуострове на 11 млн куб. м в год.

Кроме того, выполнены работы по благоустройству 500 дворовых и более 300 общественных территорий, установлено порядка 1 000 детских и спортивных площадок.

Ликвидировано около 200 несанкционированных свалок, проведена рекультивация полигона в Симферополе и другое.