АРКИ займется статусом компьютерных клубов и вопросом их налогообложения

В России создается Ассоциация развития киберспортивной инфраструктуры. Ее участниками станут сети компьютерных клубов, их поставщики, киберспортивные организации. Новая отраслевая ассоциация намерена в том числе добиваться включения киберклубов в список организаций, подпадающих под патентную систему налогообложения, и признания их спортивными объектами.

Создаваемая Ассоциация развития киберспортивной инфраструктуры (АРКИ) займется решением вопроса о включении деятельности компьютерных клубов и киберспортивных арен в перечень, попадающий под право использования патентной системы налогообложения, сообщили газете «Коммерсантъ» в компании Langame, разработчике специализированного софта для киберклубов. Новое отраслевое объединение организовали основатель Langame и сети клубов «F5 Центр киберспорта» Дмитрий Лукин и руководитель Langame Павел Голубев, рассказал представитель компании.

По его словам, в АРКИ войдут компьютерная франшиза Colizeum (460 клубов), сети True Gamers (114 арен для киберспорта в России и СНГ), CyberX (220 клубов), а также EZ Katka (13 клубов) и «F5 Центр киберспорта» (9 клубов). Ассоциация открыта для других участников — поставщиков оборудования, разработчиков ПО, представителей киберспортивных организаций и игровой индустрии, рассказали в Langame. Участники ассоциации, по словам представителя Langame, помимо вопроса о патентной системе для клубов и арен займутся подготовкой нормативной базы для признания их спортивными объектами или организациями для занятия киберспортом.

Доходы компьютерных клубов по итогам 2023 года выросли на 15%, до 23 млрд рублей, привели данные в Langame. Собеседник газеты на игровом рынке отметил, что многими клубами владеют частные бенефициары. Они «проводят выручку от деятельности как аренду техники», то есть по соответствующему патенту, поэтому АРКИ заинтересована в праве использования этой системы налогообложения. Патентная система предусматривает вместо выплаты налогов и сдачи налоговой декларации выплату фиксированной суммы, которая рассчитывается исходя из вида и места ведения деятельности.

АРКИ может попытаться получить дополнительные льготы для индустрии, отмечает собеседник издания в отрасли. Он напомнил, что ФКС добилась признания киберспорта официальной дисциплиной в 2016 году. В 2022 году оказалось, что кандидаты в мастера спорта могут получить отсрочку от армии, сказал собеседник. Глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников отметил, что объединение участников рынка позволяет «снимать барьеры и искать возможности для развития, например вопросы статуса клубов, налогов и так далее». Это логичный этап развития индустрии, которая уже обошла кинозалы по сборам, полагает он. Овчинников добавил, что компьютерные клубы надо разграничить на развлекательные и спортивные.

Источник издания на медиарынке назвал среди проблем киберспорта введение в 2023 году Федерацией компьютерного спорта России (ФКС) специальных ОКВЭД (классификатор деятельности) для компьютерных клубов — «Деятельность компьютерных клубов» и «Услуги компьютерных клубов». По его словам, после такого решения клубы стали относиться к сегменту развлечений и вынуждены платить налоги по общей системе налогообложения. Налог на прибыль организаций взимается по ставке 20%, еще 20% составляет НДС, пояснил советник налоговой практики юркомпании ЭБР Игорь Грибков. В ФКС не ответили на запрос газеты.

В 2016 году приказом Минспорта компьютерный спорт был включен во всероссийский реестр видов спорта, рассказывал Forbes директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент федераций компьютерного спорта России и Москвы и преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия» Александр Горбаченко. По его словам, в администрации президента России за два года до выборов главы государства 2018 года поняли, что принимать участие в них впервые будут граждане 2000 года рождения, которые не смотрели телевизор и не представляли своей жизни без видеоигр. «Продавать» им Владимира Путина придется не через центральное ТВ и другие традиционные СМИ, а через интернет и киберспорт, решили, по словам Горбаченко, в АП.