Кровные дочь и пятеро сыновей в семье Климентовых из Ростовской области давно выросли, но в доме не перестает раздаваться смех ребятни.
Светлана Владимировна и Алексей Сергеевич за 30 лет в браке воспитали 18 детей, из которых 12 — приемные. Они живут в селе Сандата, что в Сальском районе на юге региона.
Отец Алексей — настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца, матушка Светлана — руководит детским церковным хором. И за их советом в воспитании приемных детей, в том числе с инвалидностью, к ним за тысячи километров приезжают родители со всей страны.
А на днях многодетных родителей наградили медалью ордена «Родительская слава».
«РЕБЯТИШЕК БРАЛИ “ПАРОВОЗИКАМИ”.
Они вместе больше 30 лет. Она уже оканчивала педучилище, он — институт машиностроения, был слесарем на «Ростсельмаше». А познакомились в церкви, держа венцы над головами друзей во время венчания. Недолго думая, поехали к родителям помогать копать картошку, а через два месяца поженились и обвенчались.
Сдав экзамен, Алексей был рукоположен в священники. Служил в разных местах Ростовской области, а 26 лет назад ему дали приход в селе Сандата, самом старинном храме района. Здесь Климентовы и живут по сей день.
Супруги всегда хотели много детей, и здоровье позволило матушке родить шестерых — старшую дочку и пятерых сыновей. Когда дети подросли, родители решились стать еще и приемными.
— Брали ребятишек исключительно «паровозиками» — братьев и сестер по трое-четверо вместе, чтобы их не разделять, — рассказывает матушка Светлана.
ОТ ВРАЧА ДО УЧИТЕЛЯ.
Так уже выросли шесть кровных и пятеро приемных детей. Повзрослевшие ребята постоянно на связи с родителями. Старшей Маше — 29 лет. Она долго ухаживала за младшим братом Андреем, которого лечили в центре гематологии в Москве. В итоге сама решила стать гематологом, и трудится в том самом НМИЦ им. Рогачева.
— Она постоянно участвует в конференциях, печатается в медицинских журналах, читает лекции, развивая трансплантологию.
Второй ребенок и первый сын Иван работает в московском банке. За ним Андрей — репетитор, после — Сергей, ведущий инженер-программист. Николай пошел по стопам отца — он иподиакон Волгодонского кафедрального собора Рождества Христова и параллельно учится в магистратуре по специальности «Государственно-конфессиональные отношения» при Донской духовной семинарии. Даниил — студент четвертого курса журфака ЮФУ.
Выросли и пятеро приемных детей. Нина работает администратором гостиницы в Анапе, Вероника — учится в медицинском колледже, Анжела решила стать историком — уже на втором курсе института, Ира — на четвертом курсе Таганрогского колледжа ЮФУ, занимается робототехникой, Саша — учится на повара-кондитера, а Ира — будущий учитель начальных классов.
«И ТАБЛЕТКИ ПРИНЕСТИ, И ВОДИЧКИ ПОДАТЬ».
В итоге, из 18 детей дома у Климентовых остались семь «птенцов», а остальные выпорхнули из гнезда. Но о каждом Светлана готова говорить бесконечно.
За старшую дома сейчас 17-летняя Виталия. Долгих пять лет мама ездила с ней по больницам, пытаясь взять под контроль тяжелую форму эпилепсии. И, когда появились силы, девушка стала одаривать заботой всех вокруг.
— Я мечтаю провести старость рядом с нашей Виталией. Она очень заботливая, внимательная девочка. Недавно мы с батюшкой сильно заболели. Так она даже ночью к нам приходила: и температуру проконтролировать, и таблетки принести, и водички дать. Ей нравится заботиться о детях. Когда собираются в школу, следит, чтобы все были одеты и причесаны идеально. Мне кажется, Виталия будет очень хорошей женой.
Несмотря на сложности со здоровьем, девушка дистанционно учится в специализированной ростовской школе и мечтает освоить IT-профессию.
— Уже сейчас прекрасно работает с компьютером. Если батюшке надо составить таблицу для отчетности или даже создать сайт, она и эти задачи щелкает, как орешки.
В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ ПОЮТ И В ФУТБОЛ ИГРАЮТ.
Следом по возрасту следует Ярослав. Восьмикласснику на днях исполнилось 14 лет.
— Ярик сейчас самый старший сын доме. Он большой папин помощник — главный пономарь в храме, очень хорошо читает на церковнославянском. И дома мужской работы не боится. А после школы сразу спешит на дзюдо и футбол.
Родной брат подростка — Слава, ему 12 лет.
— Он очень любит футбол, это прямо его жизнь. Прибегает после школы: поел, схватил форму и побежал на секцию.
Ровесница Славы — Лера. Они учатся в одном классе.
— Лера очень красиво поет в церковном хоре, хорошо готовит. А еще сильна в английском языке. С удовольствием делает уроки с младшими.
«ДЕТСКИЕ ГОЛОСА — ГЛАВНЫЙ ЗВУК В ЖИЗНИ».
Дениске — родному брату Леры — 10 лет.
— Он очень трудолюбивый, и сейчас самый главный мамин помощник дома. Ведет себя уже как взрослый. И не ждет, пока его попросят. Если сам видит, что в раковине гора посуды после готовки, молча вымоет, также и пол протрет. Не потому что его упрашиваешь, а потому что хочет помочь.
Настя — четвероклассница. Она местная звезда: поет, танцует, выступает на конкурсах.
— Ей нравится сольное пение, хореография, и в церковном хоре поет с удовольствием. Ей интересно готовить, особенно нарезать салаты. Правда, за денискиной скоростью пока не угнаться.
Таким образом, дома не осталось дошколят — все уже школьники.
— Непривычно, что дома совсем нет малышей, скучно. Для меня детские голоса — это главный звук в жизни.
«ПОБУДУТ У НАС, И СИЛЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ».
Правда, теперь смех малыша раздается дома у сына Сергея. Он с женой Настей подарил матушке первую внучку — Софью.
— Когда забирали Сонечку из роддома, испытала самые необычные чувства. Я в первый раз в жизни была по ту сторону. А ведь шесть раз встречали меня с дочкой и пятью сыночками.
Теперь, когда все дети подросли, матушка Светлана не может не поделиться своими знаниями и опытом с другими родителями, которые берут под опеку ребят, особенно с инвалидностью.
— После пяти лет борьбы с болезнью Виталии, когда лечение, реабилитации отнимали все время, появились силы помогать другим. И семь лет назад я стала консультировать, а потом и завела блог. Каждый день, без выходных, расписан: созванивается с родителями по всей стране, списываемся в соцсетях. Утром — на связи Сибирь, днем — Урал, и так до вечера.
Матушка давно сбилась со счета, скольким семьям помогла. Их число давно перевалило за тысячу.
— Некоторые приезжают лично. Не только из Ростовской области — даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Сначала помолиться в храме, потом к нам домой. Видно, как мамочки всей душой хотят заниматься со своим особенным ребенком, но им так тяжело и они погружаются в такое отчаяние, уныние, что просто не могут пошевелиться. А, когда побудут у нас, пообщаются с нашей Виталией, обретают надежду: им становится легче, и силы появляются.
«ГЛАВНОЕ — ДАТЬ СЕМЬЮ “.
Хотя с тех пор, как Климентовы решили брать под опеку ребят, чего только не выслушали.
— Если в первые годы кто-то говорил, что мы берем детей ради денег, то спустя годы признают, что это наше призвание. И другим родителям, кто хочет подарить семью ребенку, скажу: не бойтесь, не сомневайтесь и идите вперед. Если тяжело, всегда можно обратиться за помощью и советом. Сейчас столько благотворительных фондов, клиник, видов реабилитации, психологов, дефектологов. С любыми проблемами ребенку можно помочь, а главное — дать ему семью.
Светлана не обнадеживает: просто не будет, но оно того стоит!
— На время притирки ребята могут учудить всякое. И момент привыкания к семье, и переходный возраст — сложное время. Но, когда у мамы есть вторая половинка, поддержка старших детей, друзей, то это не так страшно. Правда, я все беру, наверное, слишком близко к сердцу. И покричать могу, и тут же извинюсь и поцелую. Да и тут без серьезного мужского влияния не обойтись, наш папа очень помогает. Ему катастрофически некогда, но, когда нужно, может и три, и четыре часа беседовать с ребенком. Он терпелив, и может вразумить.
300 БАНОК ОГУРЦОВ И 200 КОМПОТА.
Чтобы у большой семьи на столе всегда были свежие овощи и зелень, огород в 12 соток используется на 100 процентов.
— До миллиметра. Дети помогают на огороде, но никто много часов на участке не прозябает. Если надо что-то посадить, собираемся с батюшкой и ребятами и быстро все делаем. Поливать часто не надо — все замульчировано. Овощи не горят — сажаем их в тени деревьев. А вот закрутки делаю сотнями банок: в этом году закрыли 300 банок огурцов, чуть меньше помидоров, а компота — пару сотен трехлитровок. Конечно, детвора участвует в «холодном» этапе, а с горячим — справляюсь сама. Теперь мечтаю о сушилке для овощей, чтобы делать пастилу, а то варенье они уже есть перестали.
Светлана признается, что никого на огород загонять не надо. Достаточно позвать.
— На удивление у большинства моих приемных детей не было такого «колючего» переходного возраста. Они все настолько заботливы к семье, к маме, к другим детям, что их не нужно упрашивать помочь: они все понимают и сами предлагают помощь. Например, в прошлом году Дениска сильно болел ангиной с высокой температурой. Я не спала несколько дней, и дети меня ночью подменяли, помогали. Потому что знали: если мама не поспит несколько ночей, то потом заболеет. А как поднимется давление, и «скорую» вызовут.
ЖДУТ НОВЫЙ «ПАРОВОЗИК».
Не забывают о семье и уже взрослые приемные дети. Например, Саша, получив свою квартиру в райцентре после 18 лет, все также часто ездит в гости к отцу Алексею и матушке Светлане.
— Вечно, как получит выплаты, сразу накупит вкусностей и едет к младшим ребятам с подарками. Забирает их на выходные, чтобы сводить в пиццерию и в парк покатать на каруселях.
Кстати, многодетные родители не собираются останавливаться на 18-ти детях. По лимиту под опеку можно взять не больше восьми ребят. Сейчас дома у Климентовых живут семеро. Но родители пока не спешат брать лишь одного ребенка из детдома.
— Ждем, когда еще несколько ребят подрастут, чтобы можно было взять сразу братьев и сестер. Такие «паровозики» — самые заботливые по отношению друг к другу, к другим «паровозикам», к старшим детям и родителям.