Принцип работы ракетного двигателя сравнительно прост: некая горючая смесь при сгорании дает много раскаленных газов, которые вырываются из камеры сгорания в нужном направлении. При этом чем больше в камере давление, тем выше скорость струи газов, а это напрямую задает тягу. Здесь в дело вступает закон сохранения импульса, и ракета получает такой же импульс, какой имеют выброшенные продукты сгорания.
Импульс ракеты равен массе газов, помноженной на скорость струи, поэтому в идеале нужно одновременно сжигать как можно больше и выбрасывать продукты сгорания с максимально возможной скоростью — тяга в этом случае окажется максимальной.
Недостаток давления и меньшую скорость истечения газов можно компенсировать повышением расхода топлива и окислителя, но тогда их надо будет брать изначально с большим запасом. А больший запас означает большую стартовую массу, которая, в свою очередь, требует еще большей тяги — получается замкнутый круг, разорвать который иногда просто невозможно. В космос невозможно улететь с двигателями, которые дают слишком малую скорость истечения, да и используемые сейчас не слишком эффективны в силу фундаментальных причин: при сгорании практически чего угодно получить струю со скоростью свыше 3,5 км/с не дают законы физики. Энергия на разгон ракетной струи берется из энергии химических связей в молекулах топлива и окислителя, а ее не может быть больше определенного порога просто в силу того, что так устроены атомы.
Вывод тонны груза на орбиту обходится в десятки тонн сожженного керосина с жидким кислородом, то есть в миллионы рублей, еще до учета себестоимости одноразовой ракеты, стоимости работ на космодроме и многого другого.
Высокое давление в камере сгорания РД-180 стало одной из причин, по которой эти двигатели оказались одними из лучших в истории. В 1990-е годы НПО «Энергомаш» выиграло конкурс на поставку двигателей для американских ракет Atlas, и с тех пор в США поставлено более 80 серийных образцов, использованных для 69 запусков без единой аварии ракеты-носителя. РД-180 разработали специально под американский проект ракеты Atlas, взяв за основу РД-170, который, в свою очередь, делали под так и не реализованный в полной мере проект ракеты-носителя «Энергия». «Энергия» совершила всего два запуска, а еще более мощная ее модификация, «Вулкан», вкупе с уменьшенной «Энергией-М» вовсе остались на бумаге.
Успех российской разработки после 2014 года повлек волну предложений о запрете экспорта РД-180 в США. Причем с двух сторон: российские политики хотели оставить американцев без хороших двигателей, а тот же Илон Маск желал избавиться от конкурентов. В итоге новые контракты не заключают, но поставки по старым еще продолжаются.