Рейтинг значимых экономических и бизнес-событий в Иркутской области в 2022 году представляет своим читателям ИА IrkutskMedia. Год запомнился последствиями спецоперации, возможным введением дифференцированных тарифов, запуском Ковыктинского газоконденсатного месторождения и 800-километрового участка газопровода «Сила Сибири», и другими событиями.
Топливный вопрос
Предприятия угольной промышленности периодически сталкиваются с трудностями отгрузки угля по железной дороге. Однако всерьез о проблеме заговорили только в марте 2022 года, когда экспорт угля из уже исчерпавшей квоту Иркутской области был приостановлен.
По словам губернатора Приангарья Игоря Кобзева, в 2021 году из региона было отгружено 2,6 млн тонн угля в восточном направлении — это 64% от плана. На 2022 год квота составила 2,2 млн тонн. Вместе с тем уже в январе-феврале объем принятого к перевозке груза оказался ниже плана на 70%, а в марте перевозка угля была приостановлена. При этом для Иркутской области минимальный объем отгрузки угля на 2022 год планировался на уровне 3,6 млн тонн.
«Главная проблема для нас — работа угольных компаний на территории области. Есть системное снижение объемов, что может привести к увеличению себестоимости продукции, сокращению персонала, уменьшению налогов и взносов. Вариантов развития событий два: восстановить экспортные квоты на отгрузку угля из моногородов (Тулун и Черемхово) или компенсировать потери за счет средств федерального бюджета», — высказывал свои предложения губернатор на заседании Госсовета по энергетике.
При этом угольные предприятия региона далеко не первый раз сталкиваются с проблемой экспорта угля в восточном направлении. Трудности у угольщиков начались еще несколько лет назад.
«С проблемами отправки товаров столкнулись не только угольщики, но и другие экспортеры несырьевых грузов. На федеральном уровне системно решить проблему может расширение БАМа и Транссиба. Главная задача — увеличить пропускную способность железной дороги. Кроме того, важно не потерять наработанные РЖД логистические технологии, оптимизировавшие процессы в сфере экспорта угля. Несмотря на сложную конъюнктуру, все предприятия “Востсибугля” пока работают в полном объеме, однако без решения вопроса с перевозками стабильная работа предприятия ставится под угрозу», — заявили в компании «Востсибуголь», подчеркнув, что изменение грузопотока может повлиять на сложившуюся у перевозчика технологическую схему перевозок.
Вместе с тем в апреле 2022 года ситуация с вывозом продукции предприятий угольной промышленности Иркутской области стабилизировалась. Власти Приангарья провели переговоры с РЖД. Стороны договорились держать ситуацию на постоянном контроле, согласовывать объемы по перевозке угля ежемесячно, чтобы не допустить простоев в работе угольных компаний в моногородах.
Последствия спецоперации
После признания независимости самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР и объявлением 24 февраля президентом России Владимиром Путиным о начале спецоперации на Украине произошел геополитический разлом. На фоне продолжающихся действий на Донбассе страны НАТО и ЕС объявили о беспрецедентных санкциях в отношении России. При этом коснулось это не только экономики страны, но и технологической, культурной и спортивной сфер.
Сложившаяся ситуация также отразилась и на бизнесе. Некоторые предприятия столкнулись с проблемами в поставках, нарушениями логистических цепочек, нехваткой сырья, а также ростом цен со стороны поставщиков. В 2022 году рынок покинули многие крупные иностранные бренды. В результате возник дефицит ряда товаров и рост их стоимости.
Индустрия кинопроката и вовсе оказалась на гране закрытия из-за запрета показывать иностранные картины.
«Сейчас все кино нужно делить по принципу нужное зрителям и ненужное. Оказалось, что сейчас в репертуаре у нас в основном ненужные картины. Российских фильмов много, но уровень настолько слабый, что зрители не хотят на них ходить. Даже по “Пушкинской карте”, — заметил управляющий кинотеатром New Cinema.
Со временем предприниматели и представители власти стали подстраиваться под ситуацию. Произошла переориентация рынка на восток. Все больше соглашений о сотрудничестве стало заключаться со странами АТР, Египтом, Индией и другими государствами. Основной упор государство стало делать на поддержку предприятий крупной промышленности, поскольку именно такие компании обеспечивают стабильность экономики и основную продовольственную безопасность страны. В свою очередь, компании все чаще стали использовать параллельный импорт для доставки товаров. Знаменитые бренды возвращаются в Россию под другими названиями, либо передают управление российской стороне.
Как обычно сложившаяся обстановка не могла не отразиться и на формировании бюджета на 2023 год, в том числе в Иркутской области, наполняемости казны. С учетом не самой простой экономической ситуации, основной акцент в Приангарье был сделан на помощи муниципалитетам. Дополнительно 1 млрд рублей выделен на то, чтобы сбалансировать местные бюджеты и около 1,8 млрд рублей на то, чтобы выплатить зарплаты работникам бюджетной сферы в декабре.
«С наполнением бюджетного кошелька все неплохо. Несмотря на опасения, которые возникали в начале года из-за ужесточения санкций, на следующий год удалось заложить средства на все соцпрограммы и исполнение нацпроектов. Это значит, что строительство и капремонт больниц, школ, детских садов, благоустройство дворов, ремонт дорог будет продолжено, также, как и будут сохранены социальные выплаты. Денег много не бывает, поэтому хотелось, чтобы их хватало на инвестиции в экономику, наращивание промышленного потенциала, создание благоприятной среды для развития бизнеса», — сказал председатель Заксобрания Приангарья Александр Ведерников.
В окончательной редакции доходы областного бюджета на 2023 год были утверждены в объеме 248,2 млрд рублей. Расходы — 267,6 млрд рублей.
Единый оператор цифровой рекламы
Еще один важный законопроект, который вызвал резонанс в бизнес-сообществе в 2022 году — внесение изменений в закон о рекламе. Законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ 8 июля, а уже через неделю парламентарии приняли его в первом чтении. Автором инициативы выступил депутат Госдумы Артем Кирьянов. Основная цель законопроекта — обеспечение равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении РФ со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной и прочей информации.
Однако законопроект вызвал массу негативных отзывов среди представителей отрасли, общественных организаций по правам предпринимателей, а также органов власти. Участники рынка считали, что в будущем инициатива могла привести к ограничению конкуренции в бизнесе, снижению поступлений в региональные бюджеты и нарушению архитектурного облика в городах страны.
«Законопроект в той редакции, в которой он прошел первое чтение, вызывает ряд опасений. Так, документ предполагает создание единого оператора из числа действующих участников рынка. Он будет формировать схемы цифровых рекламных конструкций и их установку без торгов на 30 лет. При этом другие операторы будут вынуждены участвовать в торгах. Тем самым, на наш взгляд, будут созданы неравные условия для других участников рынка», — сообщил член координационного совета Союза операторов наружной рекламы Константин Журавлев.
«Ангарск был первым городом, который разработал схему рекламных конструкций. Мы совместно работали с администрацией и первыми в области провели торги. Достаточно плотно работаем с архитектурой, почистили центр города, избавились от конструкций, которые были в районе историко-культурного наследия города. Сейчас по факту мы вернемся к тому, от чего уходили последние 10 лет. Все лучшие центровые места отдадут оператору. Мы по цене будем неконкурентоспособными. Плюс, если мы выходим на торги, у нас поднимается ставка за платеж по аренде. Какая будет ставка у единого оператора, я к сожалению не компетентна вам сказать. Мы не сможем работать и начнем сворачиваться», — сказала директор рекламно-издательского центра «Бизнес-Партнёр» Яна Кулимина.
В связи с этим Союзом операторов наружной рекламы было подготовлено несколько предложений для корректировки законопроекта. Их, в том числе передали депутатам Госдумы от Иркутской области. В ноябре 2022 года по решению, принятому всеми фракциями ГД РФ, проект о едином операторе цифровой рекламы был отклонен.
Дифтарифы
В 2022 году Иркутскую область вновь всколыхнула тема изменения тарифов на электроэнергию, которая начала развиваться еще в 2021-м. Тогда в Приангарье наблюдался взрывной рост потребления электроэнергии населением и наплыв нелегальных майнеров. В итоге сети физически не справлялись с перегрузом. В регионе происходили частые перебои и аварийные отключения света. Кроме этого, участились и пожары, в том числе с трагическим исходом. На проблему обратили внимание не только энергетики, но и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Для регулирования ситуации глава региона предложил приравнять майнинг к предпринимательской деятельности и ввести для таких бизнесменов особый тариф на потребление электроэнергии. С соответствующей просьбой он обратился в правительство РФ. В итоге 14 ноября 2022 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее регионам самостоятельно вводить дифференцированный тариф. При этом точно неизвестно, как новое тарифное урегулирование отразится на населении Иркутской области и насколько вырастет плана за ЖКУ. Однако энергетики уверяют, что большинство граждан даже не заметят внесенных изменений.
«Я дам поручение правительству региона проработать вопросы тарифной политики. Стоимость электроэнергии должна быть комфортной для населения и не провоцировать переход на неэкологичные виды топлива. Тема дифтарифов должна проходить через широкое общественное обсуждение, в том числе с участием депутатов Законодательного собрания. Всех, кто сегодня пытается спекулировать на этой теме, еще раз призываю не раскачивать лодку. Низкий тариф на электроэнергию должен остаться достоянием региона. К этому причастны тысячи людей, которые стоили гидроэлектростанции, внося свой вклад в развитие не только Сибири, но и России», — сказал губернатор Игорь Кобзев.
Также правительство Иркутской области прорабатывает возможность переноса всей майнинговой деятельности на север региона.
Запуск Ковыкты и 800-километрового участка «Силы Сибири»
Поистине долгожданное событие, причем не только для Иркутской области, произошло под занавес 2022 года. 21 декабря в эксплуатацию были введены Ковыктинское газоконденсатное месторождение и 800-километровый участок газопровода «Сила Сибири», ведущий к Чаяндинскому месторождению в Якутии. Торжественный старт работе дал президент России Владимир Путин.
«Проектная мощность Ковыктинского и Чаяндинского месторождений — более 50 млрд кубометров газа в год. Это серьёзная ресурсная база для Амурского газоперерабатывающего завода — одного из самых больших и современных в мире. На его технологических линиях будут выпускаться этан, пропан, гелий и другие товарные позиции, которые востребованы в химической промышленности, в коммунальной сфере и других отраслях. Таким образом, на востоке России создаётся мощный, стратегически важный производственный комплекс, который включает в себя добычу, транспортировку и переработку природного газа», — сказал Владимир Путин.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что два крупных центра добычи газа (Иркутский и Якутский) подают смесь в «Силу Сибири», а это в свою очередь открывает новые возможности для развития газоснабжения восточных регионов на десятилетия вперед.
«Программа газификации и газоснабжения Иркутской области до 2025 года предусматривает обеспечение газом населенных пунктов в четырех северных районах области. И это только начало. Три четверти магистрального газопровода “Сила Сибири” от Ковыкты до Чаянды проходят по территории Приангарья. Реализация проекта уже привлекла в регион более 500 млрд рублей инвестиций», — подчеркнул Игорь Кобзев.
Одними из принципиальных задач, стоящих перед регионом, — создание региональных газохимических комплексов в Саянске и Ангарске, развитие площадки Усолья-Сибирского. Также глава региона отметил и возможности перевода угольных теплоисточников на газ в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и в других населенных пунктах, перспективы развития рынка газомоторного топлива.