Инициатива «АвтоВАЗа» приведёт к очередному подорожанию ввозимых из Японии и Южной Кореи подержанных автомобилей. Глава крупнейшего отечественного автоконцерна заявил о необходимости повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта. Последний раз сбор повышался в 2020 году. В среднем в сегменте легковых автомобилей тогда коэффициенты выросли на 110,7%, что привело к увеличению цен, сообщает ИА PrimaMedia.
Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил о необходимости повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта, пишет «Коммерсант» (16+).
«Утильсбор сегодня составляет 170 тысяч рублей. Если раньше по отношению к цене автомобиля это было таким останавливающим стоп-фактором — порядка 10−15% в некоторых моделях, то сейчас это гораздо ниже 10% по многим моделям. Надо срочно поднимать, с нашей точки зрения, размер утильсбора, чтобы он действительно был мерой защиты внутреннего рынка», — приводит издание слова Соколова.
Как это работает
Утильсбор выполняет роль барьера от импорта, но платится за все машины — и ввезенные, и выпущенные в РФ. Базовая ставка сбора для легковых машин составляет 20 тысяч рублей. Она умножается на коэффициент в зависимости от объема двигателя.
Утилизационный сбор введен в РФ в 2012 году одновременно с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО) и снижением ввозных пошлин на автомобили. Сбор призван выполнять роль барьера от импорта, но платится за все импортированные и произведенные в РФ автомобили.
Государство, в свою очередь, компенсирует концернам размер уплаченного сбора через блок промсубсидий, распределение которых между игроками зависит от локализации их продукции.
Лукавый «АвтоВАЗ»
После начала кризиса из крупных производителей легковых машин продолжили выпуск в РФ только «АвтоВАЗ» и китайский Haval. Часть заводов удалось переориентировать на производство машин на базе китайских моделей. В том числе так сделал «Москвич», запустив на бывшем заводе Renault линейку JAC под собственным брендом.
Но Максим Соколов подчеркивает, что такой подход лишь «создает иллюзию, что у нас быстро восстановилась промышленность». «АвтоВАЗ» собирается до 2026 года вложить не менее 60 млрд рублей в новые продукты, «а потом приходят непонятные нам китайские бренды, договорившиеся на пустующих мощностях о сборке низколокализованных автомобилей, на которые еще планируется иногда давать господдержку в низком ценовом сегменте до 2 млн рублей, и они начинают поджирать тот рынок нашего продукта, куда мы инвестируем огромные деньги».
Между тем сам АвтоВАЗ использует похожую стратегию.
Продажи автомобилей Lada в РФ в 2022 году упали на 46,2%, до 188,645 тысяч штук. Лидером модельного ряда компании остается Lada Granta с результатом продаж за год в 95,879 тысяч штук (-14%), на втором месте модели Niva — 38,78 тысяч штук (-24,3%), на третьем Vesta — 29,206 тысяч штук (-74,3%). Доля «АвтоВАЗа» на падающем российском рынке в 2022 году выросла 6,9 п.п., до 27,9%, что является рекордом с 2006 года.
Спецтехника и прицепы уже поставляется по новым правилам
С 1 января 2023 года в РФ повышен утилизационный сбор на ряд наименований новой и бывшей в употреблении дорожно-строительной и специализированной автотехники, а также на прицепы и полуприцепы.
Индексация проведена в рамках ноябрьского постановления правительства (№ 2132) через увеличение повышающих коэффициентов сбора от трети до нескольких раз.
Мера затрагивает автосамосвалы, прицепную и полуприцепную технику, а также отдельные категории грузовиков, грейдеров, бульдозеров, катков, погрузчиков и карьерных самосвалов, производство которых уже ведется в РФ.
Техника, выпуск которой в РФ не освоен — дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог — утильсбором не облагается.
Также не предусмотрена индексация сбора в отношении категорий техники, спрос на которую российские производители могут удовлетворить не в полной мере — экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов.
Минпромторг ранее отмечал, что в России «наблюдается значительное увеличение доли техники из КНР, которое происходит в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами господдержки». «Стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей. В этой связи предлагается проиндексировать уровень взимаемого утильсбора в отношении наиболее чувствительных категорий техники с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции», — обосновывал свое решение регулятор.