"Приход Сбербанка в Крым — это прямое закрытие того гештальта, который маркировал его как более международную организацию, чем российскую. Регион, который не признан международным правом и другими странами, но признаваемый в границах российской федерации почти девять лет, не обслуживался главным внутренним банком государства. Теперь это стало возможным.
Из-за санкций Сбербанк больше не может ориентироваться на западные рынки, поэтому приход на недавно присоединенные территории также может состояться уже в ближайшее время. Это произойдет только после того, как появится технологическая возможность начать там работу.
Другие рыночные компании пока не пришли в Крым. Например, «Яндекс», который долгое время отделяли от государства, чтобы не попасть под санкционное воздействие. Большой агрегатор не сможет разом войти в регион и предоставить все свои сервисы, поэтому они могут быть обособленными.
В целом, я не думаю, что Сбербанк станет флагманом, за которым в Крым пойдут и другие крупные компании. Здесь ключевую роль играет рынок, который на новых территориях не очень емкий, даже в том же полуострове, несмотря на его туристический потенциал. Сейчас идет СВО, которая значительно сокращает потребительские услуги в этих регионах. Возможно попробовать свои силы захотят организации, которые оказались полностью под санкциями и для выживания им необходимо искать любые рынки и возможности. Другие игроки не захотят идти в Крым, поскольку пока это будет не выгодно".