Сейчас граждане РФ, утратившие статус налогового резидента России, но работающие на российскую компанию, освобождаются от уплаты подоходного налога с получаемой зарплаты, поскольку она уже является доходом от источника вне страны, при условии, что в их трудовом договоре есть упоминание о работе за границей. Пока 183 дня работы за границей еще не прошло, такой работник обязан самостоятельно уплатить налог за этот период по ставке 13%, подав в ФНС по окончании года налоговую декларацию 3-НДФЛ.
В июле Минфин подготовил законопроект о правке Налогового кодекса, согласно которому российский работодатель обязан сам удерживать НДФЛ 13% с налогового резидента, работающего за границей, и 30% — с нерезидента. По словам собеседника агентства, Минфин решил отказаться от этой инициативы, но применить соответствующий метод налогообложения среди уехавших из России фрилансеров, которые работают в российском сегменте интернета, либо с использованием размещенных в РФ технических, программно-аппаратных средств. При этом собеседник агентства отметил, что фрилансеров, работающих за границей в статусе самозанятых или ИП, нововведения также не коснутся.
24 ноября министр финансов Антон Силуанов заявил, что склоняется к тому, чтобы не менять статус резидентства для россиян, работающих за границей. Благодаря этому они смогли бы платить налоги по той же ставке, что и работники в РФ, — 13%. В декабре заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев рассказал о внесении в Госдуму законопроекта, который предлагает увеличить подоходный налог россиян-нерезидентов в статусе самозанятых с 4−6% до 30%.
Эрдни Кагалтынов