Ходатайствуя об арестах Андрея Моторко и Александра Нестерова, представитель Следственного комитета России (СКР) привел абсолютно идентичные аргументы. По его мнению, оставаясь на свободе, фигуранты могут скрыться, оказать давление на свидетелей из числа своих подчиненных, а также уничтожить доказательства по делу. Защита сотрудников «Автоматики» просила суд ограничиться домашним арестом. Рассматривавшая дела Моторко и Нестерова судья Ольга Киселькова аргументы следствия сочла более убедительными, отправив обвиняемых в СИЗО на два месяца.
Защищающий Александра Нестерова адвокат Кирилл Скарабевский заявил «Ъ», что на данном этапе проблематично что-либо комментировать. «Суть обвинения нам понятна, а вот из чего исходило следствие, выдвигая его, — нет», — добавил Скарабевский.
Связаться с защитой Андрея Моторко «Ъ» не удалось.
Как уже рассказывал «Ъ», уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) ГСУ СКР по Москве возбудило накануне. В тот же день в столичном офисе «Автоматики» на Ботанической улице прошли обыски, по окончании которых было принято решение о задержании гендиректора концерна Андрея Моторко и начальника научно-исследовательской организации № 3 Александра Нестерова. Последний являлся руководителем проекта по спутниковым системам, и именно с этой работой и связано расследование уголовного дела.
Соглашение между Минпромторгом и концерном «Автоматика» о предоставлении из федерального бюджета субсидии на финансовое обеспечение части затрат на «создание научно-технического задела по разработке технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры» было заключено 15 июня 2021 года.
Впрочем, в концерне окончивший в 1997 году Московское высшее общевойсковое командное училище Моторко работал на руководящих должностях с 2017 года. Тогда он возглавлял входящее в «Автоматику» АО «Научно-производственное предприятие “Сигнал”», а в 2018 году пошел на повышение, заняв должность первого заместителя гендиректора концерна. Примерно в то же время в «Автоматику» пришел и Александр Нестеров. До 2018 года он руководил Московским научно-исследовательским институтом радиосвязи (АО МНИИРС), некогда одним из ведущих предприятий страны в этой области.
По условиям соглашения концерну полагалось самостоятельно разработать аппаратное и программное обеспечение изделий, обеспечивающих широкополосный доступ для работы станций спутниковой связи на подвижных объектах — в автомобилях, железнодорожных составах, на водном и воздушном транспорте.
В 2021 году первый образец антенной системы прошел опытную эксплуатацию на одном из пассажирских железнодорожных вагонов дальнего следования на маршруте Москва—Санкт-Петербург—Петрозаводск—Мурманск. А в этом году началась подготовительная работа для начала серийного выпуска всей линейки изделий.
Однако в мае 2023 года в ходе проведенной Минпромторгом выездной проверки было установлено, что в разрабатываемых продуктах используется закупленное в Китае программное обеспечение, исходные коды к которому у «Автоматики» отсутствуют, а компоненты антенных систем являются импортными, что противоречит условиям соглашения.
По мнению проверяющих, за свою разработку концерн фактически выдал закупленные в Китае антенные комплексы, успев получить из бюджета в качестве компенсации части затрат 300 млн руб.
Поступившие из Минпромторга в СКР результаты проверки и стали основанием для возбуждения уголовного дела.
Олег Рубникович