По словам министра внутренних дел Башкирии, проведение российской спецоперации активизировало различные группы, которые обманывают людей.
Против нас работает не одно государство. Другие страны сталкивались с кибератаками, но направленные против общественных учреждений, а не против обычных граждан. Такое количество киберпреступлений регистрируется только в России.
Александр Александрович объясняет, что обманы людей по телефону и через интернет регистрируются в ежедневной полицейской сводке.
— Иногда украденные суммы за день измеряются в 20−30 млн рублей, — говорит г-н Прядко. — Это же астрономические деньги! Люди отдают все подчистую и еще берут кредиты в банках, чтобы отдать мошенникам.
Как рассказал глава МВД по РБ, за минувший год жители Башкирии добровольно отдали интернет-мошенникам 1 млрд 673 млн рублей.
— Невозможно посчитать ущерб, нанесенный обычным людям, — сетует главный полицейский республики. — Если это молодая семья, которая потеряла все свои сбережения, то молодые люди откладывают в будущем покупку квартиры или рождение ребенка, а если обманули пенсионеров, то страшно даже представить, что с ними будет.
Александр Прядко рассказал, что сегодня башкирские полицейские расследуют уголовное дело, связанное с обманом 84-летнего пенсионера. Пожилой человек, чтобы расплатиться с кредитом, который его заставили взять мошенники, продал квартиру и гараж.
— Сегодня мы приостановили эти регистрационные действия, — пояснил Александр Александрович. — А дальше что? Сколько еще пенсионеров, учителей и врачей могут пострадать? Если человек получает зарплату в 60 тысяч, а на него повесили кредит, где ежемесячный платеж составляет 90 тысяч, как ему жить?
Главный полицейский Башкирии отмечает, что обманутые люди совершают деструктивные поступки.
— Например, в Уфе были случаи, когда обманутый человек пытался взорвать банкомат, был случай взрыва пиротехники в «Сбербанке» — и это делают люди, доведенные до отчаяния, — говорит он. — У тех групп, которые работают против наших людей, задача — вызвать недовольство в обществе. Но найти преступников, которые даже не находятся в нашей стране, крайне сложно. Мы пробиваем номера, звонки идут из-за границы.
Александр Прядко уверен, что бороться с такими кибер-атаками должно все общество, необходимо просвещать людей и объяснять гражданам опасность киберпреступлений.
— Преступники очень изобретательны и могут предлагать перевести деньги на безопасный счет, могут представляться сотрудниками МВД и ФСБ, предлагать инвестировать в африканские алмазы или пугать возбуждением уголовного дела, — перечисляет он. — Но когда читаешь сводки, становится страшно — обычный водитель берет кредит в 8−9 млн рублей и все эти деньги отдает преступникам. Как к этому относиться? Мы не расписываемся в собственной беспомощности, но нам нужна помощь всего общества. При любом таком звонке — самое главное положить трубку. А все специальные средства оставьте нам. Никогда сотрудники правоохранительных органов вам не позвонят, не будут спрашивать про ваши счета.
Глава МВД по РБ считает, что звонки мошенников идут из мощного кол-центра, который охватывает огромное количество людей.
— Даже мне звонили из якобы следственного управления, — признался он. — И многим полицейским звонят.
Александр Прядко отмечает, что иногда обманщики настолько гипнотизируют своих жертв, что от перечисления средств преступникам их не останавливают даже сотрудники полиции.
— У нас даже видео есть, как гражданин, получая инструкции по телефону, заталкивает деньги в банкомат, не слушая советы ни банковских работников, ни даже полицейских, -пояснил он.
Александр Прядко перечисляет, что жертвами кибермошенников становятся представители всех слоев населения, в том числе и высших слоев общества — и профессора, и чиновники. Но среднестатистический портрет обманутых — это женщина от 45 до 70 лет.