Воздушные силы Украины получили первые четыре (по другим данным — шесть) многофункциональных истребителей F-16. Как Киев применит их и почему воздушные бои между Су-35С/Су-30СМ и F-16 произойдут совсем скоро — в материале военного эксперта «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка.
Информация о местах базирования поступивших на оснащение Воздушных сил Украины многофункциональных истребителей F-16 весьма противоречивая. По одним данным, они совершили посадку на аэродроме Васильков в Киевской области, где по этому поводу выступил с несколькими заявлениями президент Украины Владимир Зеленский. По данным Telgram-канала Condottiero, машины приземлись на аэродроме Лиманское в Одесской области (в 60 км к северо-западу от Одессы).
Что касается числа боевых машин, полученных ВСУ, то и здесь нет ясности. То ли Воздушные силы Украины получили четыре истребителя, то ли шесть (называется и число десять).
По большому счету, в сложившейся обстановке такую разноголосицу в оценках и мнениях следует считать даже нормальной, поскольку элементы оперативной маскировки со стороны ВСУ никто не отменял. По этим же причинам критически следует отнестись и к тому, что для прикрытия аэродрома Лиманское развернуты батарея ЗРС Patriot и два ЗРК IRIS-T. Надо полагать, сведения в открытые источники представило командование зенитных ракетных войск ВСУ.
Из этого же разряда информация о том, что для заправки украинских самолетов в воздухе будет использован самолет Airbus A330 Stratotanker ВВС Великобритании, совершивший посадку на одном из аэродромов Румынии.
Во-первых, эта машина не Stratotanker. Boeing KC-135 Stratotanker — это совершенно другой самолет. А самолет-заправщик на базе А330, состоящий на оснащении Королевских военно-воздушные сил Великобритании (Royal Air Force), называется Airbus A330 MRTT/KC-30A Voyager. Как известно, если путаешься в мелочах, то путаешься и в главном.
Во-вторых, после применения самолета-заправщика Voyager в боевых действиях Великобританию следует считать участником вооруженного конфликта на Украине. Так же, как и Румынию, если на ее территории будут базироваться украинские F-16, наносящие удары по российской территории.
А это, как известно, кардинально расходится с установками США и НАТО, не заинтересованных в эскалации конфликта и выхода его за пределы Украины. Так что к информации о том, что самолет A330 MRTT/KC-30A используют, как и территорию Румынии (да заодно и Молдавии), в боевых действиях, следует отнестись критически.
Как Киев может применить истребители F-16.
Поскольку многофункциональных истребителей F-16 получено относительно немного и к концу 2024 года вряд ли их будет больше 20, то, скорее всего, истребители в первую очередь используют для поражения российских самолетов — носителей фугасных авиабомб крупного калибра с универсальными модулями планирования и коррекции. Именно эти авиационные средства поражения ВК РФ доставляют ВСУ сейчас наибольшие неприятности.
В свою очередь, российским ВКС необходимо прикрыть самолеты-носители. Так что между российскими боевыми машинами типа Су-35С/Су-30СМ и украинскими F-16 могут состояться воздушные бои. В них станет окончательно ясно, что лучше — бортовая радиолокационная станция Н035 «Ирбис» Су-35С или РЛС F-16 типа APG-66 (V)2A (к слову, точных данных, какая именно БРЛС установлена на украинских машинах, нет).
Также выяснится, что эффективнее — российская ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37 (с заявленной дальностью стрельбы в 300 км) или AIM-120 AMRAAM (опять-таки, точных данных, какая именно модификация этого изделия получена Воздушными силами Украины, нет).
Иными словами, предстоят первые воздушные бои между американскими и российскими истребителями поколения 4++ (Су-35С) и четвертого поколения (F-16). Раньше исход их возможных схваток находился только в области дискуссий. А ставки достаточно высоки. И только бой покажет, какие машины и ракеты лучше.
Сколько F-16 нужно Украине.
Что касается двадцати многофункциональных истребителей F-16, поступление ВСУ которых ожидается по итогам этого года, возникает традиционный в этом случае вопрос — это много или мало?
Для справки: в истребительном авиационном полку (по штатам советского времени) должно состоять 42 самолета (три эскадрильи по 12 машин (три звена по четыре самолета) плюс шесть учебно-боевых самолетов). УБС??? так называемые спарки — самолеты с кабиной на двоих авиаторов — пилота и инструктора... То есть 20 украинских F-16 не дотягивают даже до полка. А полками, как известно, военных кампаний не выигрывают. При этом неизвестно, получили ли ВСУ спарки для обучения украинских пилотов и вывозных полетов.
Что касается численности самолетов, то Воздушным силам Украины, как минимум, нужна воздушная армия, оснащенная самолетами F-16. Авиационная дивизия, к примеру, три полка по 42 самолета. Итого — 126 боевых машин. Если в воздушной армии будет хотя бы две дивизии — то в подобном объединении будет 252 самолета. Вот такая нехитрая арифметика.
Если прибегнуть к западным организационно-штатным структурам, то эскадрилья на Западе, как правило, 24 самолета. Авиационное крыло насчитывает три эскадрильи. Итого — 72 машины. Крылья объединяются в тактические авиационные командования (хотя бы по три крыла — итого 216 машин). То есть 128 машинами, а именно на такой цифре настаивал президент Украины Владимир Зеленский, никак не обойтись.
Опять-таки, для управления всеми частями и соединениями Воздушных сил должна быть создана стройная система управления. Без этого даже 200 F-16 не смогут проявить всех заложенных в них тактико-технических характеристик. Каким образом эта проблема решена на Украине — неизвестно.
О чем можно сказать достаточно точно — воздушные бои между Су-35С/Су-30СМ и F-16 в сложившейся обстановке просто неминуемы.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980−1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986−1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988−1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992−2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000−2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010−2015).