Мосгорсуд начнет рассматривать уголовное дело банды черных риелторов, которые на протяжении восьми лет похищали у москвичей недвижимость. В деле, которое расследовалось пять лет, — почти 60 эпизодов и около 15 фигурантов. В их числе и рядовые бандиты, и адвокаты, и бывшие сотрудники правоохранительных органов, рассказали «Известиям» в Следственном комитете. С помощью полицейских преступники получали информацию о пустующих или выморочных квартирах в центре столицы, подделывали документы, приватизировали, если квартира была в соцнайме, и продавали недвижимость. Как работала схема хищения ликвидного московского жилья и как уберечься от действий мошенников — в материале «Известий».
Как работали черные риелторы
Семь предполагаемых участников банды черных риелторов предстали перед судом 7 октября. Мосгорсуд начал рассматривать дело ОПС, которое орудовало в Москве и Подмосковье. В зависимости от роли каждого фигурантам предъявили обвинение в организации ОПС и участии в нем, похищении людей и незаконном лишении их свободы, мошенничестве и покушении на мошенничество, легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
По истории этого дела можно снимать криминальный сериал — с 2011 по 2019 год члены ОПС путем обмана стали собственниками 24 квартир в Москве, одной квартиры и двух земельных участков в Московской области, рассказал «Известиям» и.о. руководителя 2-го следственного отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Москве Артур Агаджанян.
— Кроме того, они пытались оформить право собственности еще на две квартиры в Москве, похитили со счетов пяти умерших граждан денежные вклады, а также совершили сделки с десятками квартир, приобретенными преступным путем, — сказал следователь. — Для реализации преступного умысла соучастники похитили четверых собственников квартир. Своими действиями они причинили имущественный вред на сумму более 260 млн рублей.
По фактам махинаций с квартирами следователи возбудили 56 уголовных дел по десяткам эпизодов, которые затем объединили в одно производство. На след злоумышленников следователи вышли в 2019 году, когда те приватизировали ведомственную квартиру, принадлежавшую Минобороны.
По словам Артура Агаджаняна, схема действий злоумышленников была такой: через доверенных лиц из числа бывших сотрудников правоохранительных органов они получали информацию о неприватизированной квартире либо об одиноких гражданах, проживающих в этих квартирах. Также участники ОПС отслеживали сообщения об обнаруженных в квартирах трупах, выезжали в эти квартиры и незаконно проникали в них. Там бандиты похищали паспорта умерших людей и правоустанавливающие документы на квартиру, которые впоследствии переделывали на себя и своих подельников, а затем использовали при совершении сделок.
Благодаря соучастию полицейских сведения об умерших не попадали в соответствующие базы и владельцы квартир официально нигде не значились умершими. От их имени черные риелторы приватизировали квартиру (если она была не в собственности), оформляли на нее дарственную, вступали в «наследство» или продавали на рынке недвижимости добросовестным покупателям.
Следствие считает организатором и «идейным вдохновителем» ОПС Рафаэля Хамидуллина, который сейчас находится на скамье подсудимых, сообщил Артур Агаджанян.
— В составе ОПС были целые структурные подразделения, которые занимались похищением собственников и их незаконным удержанием, — сказал следователь. — В это время их квартиры приватизировали и продавали. Людей похищали и вывозили в другие регионы подальше от Москвы. Там их держали взаперти в нечеловеческих условиях в течение нескольких лет. Все потерпевшие были преклонного возраста, поэтому не могли сбежать или кому-то позвонить.
Одну женщину мошенники лишили права на жилое помещение и вывезли в другой город, где она скиталась в течение нескольких лет. Следователи нашли ее и вернули в Москву, где она смогла встретиться с сыном.
Еще одну жертву, ветерана труда, преступники похитили из больницы и перевезли в другой регион страны. На имя этой женщины они сделали еще один паспорт, лишили ее права на помещение, выписали из квартиры и прописали в другом регионе. Женщину поместили в закрытую комнату и держали там, пока та не умерла, рассказал следователь.
Помощники в погонах
В отдельное производство выделены дела бывшего замначальника отдела по вопросам миграции и одного из старших инспекторов Пресненского отдела МВД, рассказал Артур Агаджанян. По версии следствия, бывшие полицейские, которым уже предъявлено обвинение, помогали членам ОПС получать фиктивные документы — паспорта содержали анкетные данные реальных собственников, но фотографии в них были вклеены чужие.
— Была еще одна схема — в штате ОПС были люди, которые изучали практику судов по гражданским делам с жилыми помещениями, — добавил следователь. — Соучастники подыскивали квартиру, подделывали решения суда, подавали документы в Росреестр и вступали в право наследства. При этом фальшивки были сделаны настолько грамотно, что ни суды, ни нотариусы, ни органы исполнительной власти ни разу не заподозрили подвох.
Преступники эффективно применяли методы конспирации — встречались только в определенных местах, использовали спецсредства для связи и разговаривали по ним крайне аккуратно, тщательно скрывали следы. Камнем преткновения стала квартира Минобороны.
Узнав о расследовании, организаторы стали активно вывозить улики и вещдоки из своего офиса в центре Москвы в частный дом Хамидуллина в Истринском районе Московской области. Во время обыска там обнаружили десятки коробок с подложными документами — более 60 паспортов умерших граждан, печати судов, нотариусов, нотариальных доверенностей, свидетельства о рождении и браке и другие правоустанавливающие документы. Все они были поддельными.
Кроме того, у одного из соучастников обнаружили ящик с ключами от различных квартир с адресами и номерами. Почти все они были расположены в центре столицы. Часть квартир впоследствии суд обратил в пользу московского депимущества, еще часть — в пользу добросовестных приобретателей.
Ранее в отношении пяти участников ОПС суд уже вынес обвинительные приговоры. Один из организаторов преступной деятельности объявлен в международный розыск.
Всего по делу проходит 15 человек. Некоторые из них заключили со следствием досудебное соглашение. Общий объем уголовных дел составил более 1 тыс. томов. В суде подсудимые сидели в «аквариуме» и скрывали лица от прессы под медицинскими масками.
Как не попасть в руки мошенников
Продажа квартиры без согласия собственника возможна только через мошеннические действия — подделку документов или использование доверенности, выданной под давлением, рассказала «Известиям» юрист Criminal Defense Firm Владислава Безушкевич.
— Сейчас закон допускает не только нотариально заверенную, но и простую письменную форму договора купли-продажи недвижимости. Собственника могут принудить к подписанию такого договора и к представлению его на регистрацию, — отметила адвокат.
Если в суде будет доказано, что произошло хищение недвижимости, то такая сделка будет признана недействительной и похищенное имущество вернут собственнику, отметил советник юридической фирмы «ЮСТ» Игорь Пастухов. Это произойдет, даже если похищенное имущество в результате последующих сделок попадет к добросовестному приобретателю.
— Но это правило действует только при наличии приговора, установившего факт хищения. При отсутствии приговора собственник будет обязан сам доказывать в суде, что имущество у него выбыло из владения помимо его воли, что далеко не всегда просто, — отметил адвокат.
За хищение путем мошенничества в составе организованной группы грозит срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей, указали адвокаты. За создание ОПС или руководство им — от 12 до 20 лет со штрафом до 5 млн рублей. За участие в таком сообществе — от 7 до 10 лет со штрафом до 3 млн рублей.
Важно обстоятельно подходить к подписанию любого документа, тем более связанного с недвижимостью, отметили в пресс-службе Федеральной нотариальной палаты.
— Нельзя торопиться, верить людям на слово и принимать решение вслепую, не вчитавшись в текст документа, — сказали там. — А нотариус должен обязательно разъяснить суть сделки и ее юридические последствия, выяснить истинные желания сторон. Если он заподозрит, что на человека давят или вводят в заблуждение, то не должен ни в коем случае удостоверять сделку.
Если нотариус ошибется или не проверит документы, то будет обязан возместить ущерб пострадавшим, добавили в пресс-службе.
По мнению опрошенных «Известиями» юристов, чтобы не попасть в руки к черным риелторам, необходимо соблюдать следующие правила:
— Проверять репутацию риелтора или агентства недвижимости. Существуют черные списки, где можно проверить недобросовестных агентов.
— Не передавать оригиналы документов до завершения сделки.
— Пользоваться услугами проверенного нотариуса для оформления сделок.
— Не соглашаться на сделки с предоплатой без надлежащих гарантий.
— Быть осторожным с предложениями слишком низкой цены, а также с куплей-продажей недвижимости по доверенности. В ряде случаев собственник может не знать о происходящих манипуляциях с его недвижимостью.
— Обращаться за помощью при купле-продаже к своему юристу. В ряде случаев мошенники предлагают услуги юристов, которые сотрудничают с ними. Это делается для отвлечения вашего внимания.
Для одиноко проживающих собственников небесполезно подумать о составлении завещания, что может быть препятствием для преступников при выборе ими жертв. Можно также подать в Росреестр заявление о невозможности государственной регистрации недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.