Однако свою специфику, в отличие от 2022-го, дополнительно накладывает необходимость подготовки в регионе к президентской кампании-2024.
В 2023 году в Прикамье выберут депутатов думы пяти муниципалитетов. Это несравнимо с «волной-2024», которая затронет почти половину территорий края. Но и в нынешнем году кампании пройдёт в весьма примечательных муниципиях. Основные выборы в органы МСУ пройдут в Горнозаводскую, Кизеловскую, Краснокамскую, Оханскую, Чайковскую городские думы. Выборы пройдут в единый день голосования. Планируется заместить 92 депутатских мандата.
Мусор, транспорт и «трудные» воды.
Кизел, как и всегда, «славен» не лучшей социально-экономической обстановкой и накопленными проблемами. «В городе и округе до сих пор курсируют слухи о возможном размещении в муниципалитете полигона ТБО. Против этой идеи там решительно против все», — отметил собеседник. Начало года ознаменовалось новым проблемным фронтом — автобусными перевозками. Как не раз уже сообщали «Новости Перми», местный перевозчик «Ю Транс строй» не стал участвовать в новом конкурсе на перевозки общественным транспортом. Из-за этого несколько дней в январе город и окрестные посёлки были без автобусного сообщения. В ситуацию вмешались и прокуратура края и губернатор, только после этого перевозчик возобновил работу. Помимо транспорта есть в муниципалитете и проблемы с водоснабжением.
«Перевозчик, кстати, бывший депутат, по его словам, выходил неоднократно на главу администрации и думу Кизела с просьбой компенсации за перевозки. В среднем он потерял на перевозках более 200 тысяч, — рассказал источник, знакомый с ситуацией в муниципалитете, — но ни у кого не появилось мысли повысить тариф, чтобы повысить субсидирование перевозчика властями».
Конфликтности может добавить и то, что в Кизеле политтехнологам поставлена задача: «Единая Россия» должна взять все 100% мест. «Это не самая умная задача с той точки зрения, что нужно как знать о реальных проблемах, так и давать выпускать пар», — отметил источник «Новостей Перми».
Фальстарт или тонкий расчёт?
В Чайковском городском округе, кампания уже, по сути, началась. В начале февраля стало известно, что депутат ЗС от округа № 22 Алексей Наборщиков собрался участвовать в борьбе за место главы округа против нынешнего руководителя Юрия Вострикова. Он даже заявил СМИ, что создаёт выборный штаб. Видимо, подразумевается, что Наборщиков поведёт за собой группу «соратников» в муниципальную думу. Своё «самовыдвижение» депутат от фракции КПРФ объяснил недовольством деятельностью Юрия Вострикова.
Непонятно, насколько реальны шансы Наборщикова и что вообще стоит за его «демаршем», однако следует признать, что и в территории, и в администрации губернатора от Юрия Геннадьевича усталость поднакопилась. Другое дело, что в реальности всё будут решать не эмоции и желание новизны, а соображения более серьезного порядка. В конце концов, сложно кого-то менять в столь суровую эпоху, которую переживает вся страна.
Примечательно, что в январе стало известно о том, что в Чайковском округе власти намерены поменять схему избирательных округов — отказаться от многомандатных в пользу одномандатных. Такой подход играет на руку власти, так как в многомандатных округах легче «просочиться» оппозиции.
Местное, оно роднее.
Краснокамск в нынешние годы стал более спокойным муниципалитетом, нежели это было в девяностых-нулевых. Тем не менее, возможность успеха кандидатов от оппозиции там сохраняется, как и определенная конфликтность на выборах. На это играет остающаяся дробность локальной элиты. «Много мелких и средних группировок», — так когда-то охарактеризовал ситуацию один из прикамских политологов. «Каждый завод пытается вести своих депутатов для того, чтобы продвигать комфортные условия именно для своих жителей и работников. И часть элит поддерживает оппозицию однозначно. И КПРФ, и ЛДПР, и других», — заметил собеседник в территории.
Горокруг Оханска на фоне вышеперечисленных муниципалитетов выглядит относительно безмятежно. Агропредприятия округа работают пока стабильно. Другое дело, что в Оханске есть такой деятель, как активистка Ирина Плотникова. «Она конфликтовала с главой округа последние пять лет. Боролась и в судебном порядке, пытаясь изменить муниципальные акты, положение, устав округа. Конфликт серьёзный. Она в прошлый раз участвовала на выборах от ЛДПР. Пыталась нынешнего главу снять, не вышло», — рассказал собеседник в территории.
«Во всех территориях парламентская оппозиция будет использовать местную проблемную повестку. Именно на ней легче всего будет оппонировать кандидатам от власти. На ситуацию накладывает отпечаток практически полное отсутствие несистемной оппозиции. Кандидатам от власти, с одной стороны, где-то будет легче победить. Но проблемы никуда не денутся, их нужно будет решать», — отмечает руководитель фракции ЛДПР в заксобрании края Олег Постников.
Режим «специальных задач».
Своя «стезя» будет и у краевых властей. В марте 2024-го должны пройти президентские выборы и некоторые уже видят активизацию политического блока администрации губернатора. В частности, по смене руководителя её медиаблока. Ушедший на пост советника губернатора Николай Иванов, должен заняться «специальными задачами». Под ними и подразумевается стратегия по подготовке к президентской кампании в регионе.
Политтехнолог Юрий Исаев при этом отмечает, что задачи и этапы работы регионам задаются в федеральном центре, а не в крае.
«В чем важна региональная составляющая в федеральной политике, так как это удержание определенного уровня социальной напряженности, в идеале — его снижение. Это возможно только за счет эффективного выполнения социальных программ, надо сказать, что Пермский край здесь достаточно эффективен. У нас большая часть населения является прямыми бюджетополучателями. Вторая составляющая — реконструкция, ремонт и строительство объектов социальной инфраструктуры. Именно на них люди делают акцент в своем восприятии государственной политики в первую очередь», — отмечает необходимую содержательную сторону подготовки к выборам эксперт.
При этом, никуда пока не исчез и негатив в отношении губернатора края, который «сливается» через определенные каналы. Интересантов такого положения дел может быть немало. Это и отдельные политики, зарабатывающие себе очки на противостоянии с более сильным игроком, которым является глава региона, это и предприятия, лоббирующие попадание в те или иные проекты. Играть на негативе могут и муниципалитеты, особенно те, которым пришлось в недавние годы существенно поделиться полномочиями.
«Люди, которые могут подпитывать силы оппозиции против Махонина, есть. Плохо это или хорошо — что появляются критические посты в соцсетях? Это как прививка. Лучше пусть побудут “укусы” и боль по мелкому, чем потом это упадёт краю в виде нерешённых проблем», — заметил источник в одной из оппозиционных партий региона.
Следует отметить, что подготовка к «большим» выборам пройдёт на фоне отсутствия несистемной оппозиции в Перми и крае. «Сейчас эти силы в формально-организационном отношении разгромлены. Структуры запрещены, часть людей покинула страну. Те, кто остались, перешли в “консультационный” режим работы. Люди обращаются со своими бедами; активисты, которые ранее людей организовывали, теперь пытаются им индивидуально помочь. Написать жалобу в суд, посоветовать в какой орган власти можно обратиться и с каким требованием, написать запрос», — рассказал один из таких активистов на условиях анонимности. Так что с этой стороны подготовка к 2024 году пройдёт в облегченном режиме: вряд ли кто-то выйдет на пикет даже против повышения тарифов на проезд в городском транспорте.
Мнение депутата:
Геннадий Сторожев, замруководителя фракции КПРФ в Пермской городской думе:
- Довольно много сказано, и сказано верного о краевых процессах. Я же как городской депутат Перми хотел бы заострить внимание на делах в краевой столице. Меня не устраивает формирование бездефицитного бюджета Перми, к чему предлагается вернуться. Неизбежны трудности связанные с тем, что придётся в силу бездефицитности отказаться от необходимых городу объектов. Например, того же дворца им. Ленина. Его нужно наконец-то выкупить и возвратить в муниципальную собственность. Сегодня хватает денег. А если исходить из бездефицитного бюджета, то их никогда не хватит.
И мне совершенно не нравится тенденция потери городом как ряда важных объектов, так и полномочий. Буквально на днях я получил подтверждение этому на совещании в думе по поводу реконструкции ДС «Юность». Сама реконструкция необходима, с этим спорить невозможно. Мне не нравится, что реконструкцию собираются сделать ценой передачи стадиона в собственность края. Речь идёт не только о стадионе, но и ряде других объектов. Точно также ранее были переданы строительные полномочия от Перми краю. Я с этим категорически не согласен. Даже снег несчастный передали в центрально-планировочном районе! Это к примеру того, что город медленно — а может и не очень — но верно теряет важные компетенции.