Как все начиналось.
Создание городских округов с внутригородским делением стало возможным после очередной реформы местного самоуправления, в 2014 году. «Пионерами» стали три российских города: Челябинск, Махачкала и Самара. В Челябинске статус муниципальных образований получили семь районов, в Махачкале — три, в Самаре и вовсе 10. Реформа преследовала не только политические цели, но и хозяйственные: в первую очередь, дать толчок к развитию «малых инициатив».
По мнению депутата Челябинской гордумы Дмитрия Алёхина, основной аргумент законодателей тогда сводился к тому, что около 80% жителей больших городов не знают депутатов, представляющих их избирательный округ. Эту работу хотели сделать более прозрачной.
— При этом новый закон ничего не навязывал: регионам предоставили все права по определению конфигурации муниципальной власти, — говорит Дмитрий Алёхин. — Предполагалось, что введение двухуровневой модели управления может сократить разрыв между населением и властью. Мы стали первопроходцами по формированию правовой базы городских муниципальных образований. Удалось успешно справиться с основными нормативными проблемами, возникающими в ходе этого процесса. Инициатива исходила от депутатов Законодательного собрания региона, президиум которого 20 мая принял решение обратиться в гордуму, чтобы узнать мнение простых горожан по этому вопросу. Проект решения о внесении изменений в устав городского округа одобрили на публичных слушаниях. Гордуму стали формировать из представителей семи районных советов депутатов численностью до 25 человек. Каждый совет делегировал в городской парламент по семь депутатов. По итогам выборов в сентябре 2014 года в думе нового созыва вместо 37 стало 49 народных избранников, явка превысила 35%. Так мы перешли на новую модель городского округа, но оставалось много не решенных вопросов, в первую очередь связанных с финансированием.
Громоздка и неэффективна.
В 2017 году Комитет гражданских инициатив заявил о том, что реформа местного самоуправления в трех российских городах не принесла ожидаемого эффекта и выявила много проблем. В Челябинске масштабных изменений управления городским хозяйством не произошло, и, хотя за районами закрепили объекты городской инфраструктуры, решали в основном организационные вопросы. Количество чиновников стало расти: за девять лет в районных администрациях штат увеличился на 70 ставок, а фонд оплаты труда на 56%.
— До реформы у нас было 37 депутатов, а после — 175. Соответственно, повысились расходы на их содержание — около 50 млн рублей в год, — сказала, выступая на публичных слушаниях по отмене двухуровневой системы управления, Надежда Рыльская — вице-мэр Челябинска по правовым и имущественным вопросам. — Между тем жители многие свои вопросы по-прежнему адресовали в администрацию города. А это значит, что и административных барьеров стало больше. Районы самостоятельные решения по значимым вопросам не принимали, лишь дублировали функции администрации.
Например, у нас действовало девять правил благоустройства территорий. Администрация приняла в шесть раз больше правовых актов, чем все городские районы. Такую же аналогию можно провести и по результатам работы думы и районных советов. Не лучше ли направить эти средства на реализацию социально-значимых проектов, а не на содержание чиновников и депутатов?
Дмитрий Алёхин приводит в качестве примера результаты социологических опросов, которые показали, что простые жители не особо интересуются реформой МСУ.
— Реформу 2014 года восприняли позитивно чуть более 19% горожан, все остальные — либо без особых ожиданий, либо затруднились ответить на вопрос, — отметил эксперт.
— После вступления в силу закона, который делегировал полномочия по реформе МСУ регионам, федеральный центр практически утратил интерес к внедрению двухуровневой системы в городах, а Министерство экономического развития стало сторонником одноуровневой модели. В Челябинске это привело к расширению депутатского корпуса и увеличению активных горожан, но женщины, молодежь, бюджетники по-прежнему слабо выражали свою гражданскую позицию. Депутаты так и не смогли стать делегатами простых горожан, а свой статус многие из них продолжают использовать для достижения личных целей, — подчеркнул Андрей Пасс, профессор кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета ЧелГУ.
Публичные слушания.
Именно поэтому в июне этого года депутаты Челябинской городской думы выступили с инициативой об отмене двухуровневой системы местного самоуправления. Челябинцы почти единогласно поддержали это решение на публичных слушаниях, которые прошли на минувшей неделе в администрации Центрального района Челябинска.
— В очной форме в публичных слушаниях приняли участие более 300 человек, около 500 жителей выразили свое мнение в письменном виде, направив обращения в оргкомитет, — говорит спикер гордумы Челябинска Андрей Шмидт. — Кроме того, региональные отделения всех политических партий («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Партия роста») тоже высказались по этому поводу.
Документ по итогам слушаний будут опубликован в средствах массовой информации — каждый житель сможет с ним ознакомиться. Потом мы направим его главе Челябинска и в городскую думу. Нам предстоит большая работа по разработке соответствующего закона Челябинской области. Будет создана рабочая группа, в которую войдут представители гордумы, парламента области, администрации города, управления внутренней политики губернатора, эксперты. Если закон будет одобрен и принят депутатами Законодательного собрания, то у администрации Челябинска появятся полномочия для внесения изменений в устав города. По моим прогнозам, эта работа займет не менее года. Что касается количества депутатов, то в городе-миллионнике их будет не менее 35.
Анатолий Брагин, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания Челябинской области, пояснил, что корректировке подвергнутся более 40 законов области.
Отметим, что деление на районы в Челябинске все же останется, но администрации будут работать в статусе структурного подразделения мэрии, а глав районов будет назначать мэр города. Если говорить о легитимности городских депутатов в случае упразднения райсоветов, то их полномочия истекают в 2024 году. Новый состав думы будет сформирован благодаря прямым выборам. До этого времени депутаты будут работать на вполне законных основаниях.
Между тем в России всерьез взялись за оптимизацию муниципалитетов. Так, в конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о реформе органов местного самоуправления. Если все получится, и он будет принят, то уже к 2028 году число муниципалитетов сократится почти вдвое. Сейчас их около 20000.