Итоги трехлетней работы единой Дальневосточной авиакомпании, созданной на базе крупнейшей в ДФО авиакомпании «Аврора» в 2021 году по поручению президента РФ, обсудили участники секции «Единая дальневосточная авиакомпания. Расправляем крылья» (16+) в рамках VIII Восточного экономического форума (16+), проходящего во Владивостоке
Единая Дальневосточная авиакомпания создана в 2021 году, ее акционерами являются правительства всех 11 субъектов Дальневосточного федерального округа и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. О запуске первых 20 межрегиональных социально значимых маршрутов было объявлено 26 июля 2021 года.
В проекте создания единого дальневосточного авиаперевозчика помимо авиакомпании «Аврора» были задействованы региональные авиакомпании из четырех субъектов ДФО: «Хабаровские авиалинии», Камчатское авиационное предприятие, «ЧукотАвиа», а также «Якутия» и «Полярные авиалинии» из Республики Саха (Якутия).
Как отметили многие участники сессии, количество дальневосточников, желающих летать из Магадана в Якутск минуя Москву, достигло такого уровня, когда предложение уже не успевает за спросом. Если так и дальше пойдет, то известный анекдот о человеке, который вылетел из Магадана в Якутск через Москву, но оказался в итоге в Магадане, потому что Якутск не принимал, будет абсолютно непонятен будущим поколениям дальневосточников.
Сегодня 70% местных пассажирских авиаперевозок приходится на Дальний Восток, а во многих случаях самолет и вертолет становится единственным мобильным средством сообщения между удаленными друг от друга районами.
«Вопрос, зачем летать на Дальнем Востоке, к счастью, решен. Летать надо. Остается ответит на вопрос, на чем, почем и куда летать, и как это делать эффективней и лучше ради интересов жителей Дальнего Востока», — заметил модератор секции, директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.
Как рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, когда с Минтрансом РФ и руководителями регионов Дальнего Востока обсуждалась дорожная карта по созданию единой Дальневосточной компании, была поставлена следующая задача: обеспечить население Дальнего Востока быстрыми перелетами между регионами, обеспечив при этом единое высокое качество авиационных услуг.
«Если перейти на язык сухих цифр, то в 2021 году осуществлялось 24 межрегиональных маршрута, теперь осуществляется уже 39 маршрутов. За два прошедших года было перевезено 420 тысяч дальневосточников, а в этом году будет перевезено почти 400 тысяч. То есть масштаб деятельности нарастает, но и нарастает масштаб задач, которые нам предстоит решить. Нас интересуют не только полеты, но и наземная инфраструктура и ее будущее, поскольку сейчас мы наблюдаем зарождение новой отрасли в Российской Федерации — беспилотной авиации и видим, что и авиакомпании могут играть нетривиальную роль операторов в этой отрасли», — сказал Анатолий Бобраков.
"В связи с этим мы сталкиваемся с четырьмя факторами: флот, инфраструктура, финансирование, (с учетом того, что в системе наших авиаперевозок половину составляют субсидированные), подготовка кадров. В региональные авиакомпании мало кто хочет идти, все бы хотели летать на больших лайнерах и далеко. И последнее — регулирование. В каждом из регионов, где работает наша компания, власти решают вопрос субсидирования по-своему, — сказал Константин Сухоребрик.
Рассуждая о пополнении авиапарка, гендиректор «Авроры» заметил, что основной акцент следовало бы сделать на монофлоте, то есть на использовании одного-двух видов самолетов.
Как раз о том, какие самолеты могут прийти на дальневосточные авиалинии, рассказал в своем выступлении заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров.
Во-первых, это Sukhoi Superjet 100 — российский узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3 км — 4,6 км. Может находиться в полете до 10 часов.
Во-вторых, ЛМС-901 «Байкал» — российский легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт, способный взять на борт до 14 пассажиров и перевезти их на расстояние до 3 км. Известно, что строительство завода по сборке самолета «Байкал» начнется в Комсомольске-на-Амуре в границах ТОР «Комсомольск» на специально созданной площадке в 2023 году. Это будет сборочное производство, агрегаты будут завозиться со всей страны.
В-третьих, это ТВРС-44 «Ладога» — проект двухмоторного турбовинтового пассажирского самолета для местных воздушных линий на 44 пассажиров. Разрабатывается компанией УЗГА (Уральский завод гражданской авиации). Сам самолет будет производиться на самарском авиазаводе «Авиакор» (входит в структуру холдинга «Русские машины»).
Изготовление самолетов «Байкал» и «Ладога» может быть налажено в Белоруссии, во всяком случае такие варианты сейчас рассматриваются.
В своем выступлении Олег Бочаров также приветствовал усилия дальневосточных компаний, изготавливающих вертолеты, поскольку этот вид авиатранспорта также может активно использоваться на местных линиях.
Тому, что должно делаться в области обновления портовой инфраструктуры, посвятил свое выступление начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Аверкиев.
Вывод — будущее пока за реконструкцией старых аэродромов и посадочных площадок. И здесь следует подумать над использованием местных строительных материалов, поскольку привозить их из других регионов довольно накладно. Следует также решить проблему низкой оснащенности аэродромов.