Выборы состоялись. Чего же нам ждать от нового Законодательного Собрания региона? «МК Байкал» по сложившейся традиции представляет комментарии одного из ведущих региональных экспертов в сфере политических процессов, профессора права Сергея Шишкина о новом составе регионального парламента и о его задачах на ближайшее время.
— Выборы закончились, мы видим, каковы их результаты, видим, что ваш прогноз по «Единой России» полностью оправдался. Сегодня хотелось бы поговорить о новом составе Заксобрания. Что вы в этом новом составе видите? Какие вопросы следует решить, какие конфигурации возможны в структуре парламента, какие ситуативные группы могут сложиться в областном парламенте?
— Весной мы говорили, что субстрат Заксобрания поменяется более чем на 50%. В результате оказалось, что на 63%. Это существенно. Поэтому можно сказать так: состоялся камбэк «Единой России» десятилетней давности. В Заксобрании области с 2013 года у «ЕР» не было квалифицированного большинства. Теперь оно восстановлено. 35 мест от «Единой России» — это много. «Единая Россия» теперь всегда имеет гарантированное право и определять повестку дня, и обсуждать ее в своей фракции.
Наверное, из-за того, что фракция очень большая, у нее могут образоваться какие-то крылья: разные люди и по возрасту, и по географии, и по жизненному опыту дадут для этого основания — образовать разные группы по разным темам.
Еще одно обстоятельство требует более тщательной проработки. Надо идейно освоить такое понятие, как «команда Приангарья», о которой объявил губернатор Игорь Кобзев. Это понятие надо наполнить содержанием, выгодным для жителей Иркутской области.
На самом деле губернатор Игорь Кобзев положил на алтарь победы свой высокий рейтинг, он был суперактивен, особенно в финальной части выборов. Это победа лидера партии. Но вместе с ним вся исполнительная власть, и министры, и вице-премьеры правительства, и председатель правительства Константин Зайцев не сидели на месте. Все намотали по несколько тысяч километров, выезжая для общения и с жителями, и с местными элитами.
Надо отметить и эффективную работу внутриполитического блока губернатора в лице Андрея Бунева и его команды, а также успешный дебют в Иркутской области команды политтехнологов «КРОС».
Поэтому и результат «Единой России» носит такой собирательный характер. С другой стороны, это суммированная победа всех сопричастных партийцев, парторганизаций и общественности.
— Прокомментируйте, пожалуйста, результат выборов по крупным городам области.
— Я хотел бы отметить этот успех по Иркутску: шесть мандатов. Мы всегда могли рассчитывать на пять, и далеко не всегда мы их получали, но сегодня единороссы заняли все пять округов, плюс еще по третьему округу лидер региональной группы Литвинов тоже получит мандат, плюс возможен партийный мандат по первому округу города. Для города это возможность выстраивать диалог между городом и областью, между мэром и губернатором, и это будет идти на пользу иркутянам.
Необходимо отметить и тот факт, что в крупных городах победа «ЕР» абсолютная: и в Ангарске, и в Братске по два мандата.
— Что бы вы выделили особенного в результатах кампании?
— Конечно, очень любопытный феномен «доктора Юры» — профессора, детского врача Юрия Козлова — в Куйтуне. Он набрал больше всех голосов — около 20 тысяч наших земляков отдали за него свой голос. «Доктор Юра» наиболее узнаваемый лидер общественного мнения в области, его профессиональная деятельность позволила ему получить такой феноменальный результат. Я думаю, что это будет конвертируемо во благо жителей этих районов.
Я заметил успешную работу и победу Дмитрия Мясникова — по соседству, в Тулунском округе. Дмитрий, может быть, перейдет на работу в парламент из исполкома партии, и это даст уже новую динамику работе парламента.
— Губернатор Игорь Кобзев после победы «ЕР» на выборах в Заксобрание подчеркнул, что исполнительная и законодательная власти должны консолидированно работать на благо жителей области. Как это, по вашему мнению, должно осуществиться на практике?
— С одной стороны, сказать, что будет командная игра, губернатор во главе, а депутаты — конструктивные коллеги в парламенте, это хорошее основание. Но вот здесь очень важно сформировать правильную атмосферу. Что я имею в виду? И у исполнительной, и у законодательной власти — у каждой свой функционал, свои компетенции и своя зона ответственности. И контролировать исполнительную власть — это в функционале парламента.
С моей точки зрения, очень важно понимать, что в мыслях эти две ветви власти могут и сливаться, а дела должны быть «опредмечены» и у каждого органа власти свои. У Заксобрания — свои, у губернатора и правительства — свои. Здесь нужна правильная сепарация, чтобы суммарный эффект был максимально большой.
Но сегодня надо особенно подчеркнуть, что нет таких личностных противоречий, нет каких-то проблем по принадлежности к партии. Вы же помните, что бывает, когда мэр — единоросс, а губернатор — коммунист? При этом всегда были какие-то трения. Сегодня этого нет — и это хорошо. И такой потенциал парламента в этом смысле надо использовать во благо жителей Иркутской области.
Очень важна повестка дня, очень важны правильное представительство и вписывание в федеральные тренды, очень важна единая готовность решать задачи не только области, но и страны в целом: это и СВО, и предстоящие выборы президента.
— Что скажете о явке?
— Явка подкачала, и если на выборах президента в 2024 году проголосуют за Владимира Путина 80% иркутян, а явка будет 24%, то это никуда не годится. Над этим надо работать. Хотя федеральные тренды всегда получали большую явку, и я надеюсь, что в марте 2024 года так и произойдет. Но тем не менее надо работать, и здесь я вижу поле активного взаимодействия депутатского корпуса и губернатора.
— Заксобрание обновилось, и следовательно, что-то должно измениться и во внутреннем обустройстве парламента. Что думаете об этом?
— Что касается внутреннего устройства парламента, то, поскольку в Заксобрании так много депутатов от «Единой России», я думаю, что можно было бы сократить одну должность вице-спикера. В прошлом созыве требовалось пакетное соглашение, и были приняты такие решения по вице-спикерам, сейчас этого не требуется.
Я думаю, что все основные позиции займут люди из фракции «ЕР». Среди этих 35 депутатов достаточно профессиональных людей, чтобы возглавить комитеты и комиссии.
Я думаю, что сохранит свою позицию Александр Ведерников, что хорошо. Думаю, что сенатором от Заксобрания будет избран Сергей Брилка, что тоже хорошо.
Должности пары заместителей смогли бы совмещать председатели ведущих комитетов. Например, Наталья Дикусарова — бюджетный комитет и по совместительству вице-спикер. Может быть, это и комитет по госстроительству или по экономической деятельности.
Я думаю, что нужно сделать парламент максимально компактным, и надо подумать о том, чтобы он не был чрезвычайно затратным. К этому есть основания: по закону сейчас пять человек могут образовывать фракцию, а таких нет, и здесь нужна бы экономия. Надо посмотреть, сколько депутатов должно работать на освобожденной основе — это тоже надо сбалансировать в консультациях с губернатором. Я думаю, что делать под копирку, как это было в третьем созыве, не стоит. Опыт, который накопили руководство Заксобрания и аппарат парламента, руководимый очень профессиональным человеком Ириной Леньшиной, позволит провести хорошую рабочую ревизию. Тема оптимизации внутренней структуры собрания актуальна в повестке дня. Тем более что через неделю, 19 сентября, соберется первая сессия, за это время такую работу надо было бы провести.
А дальше — осенний период, когда формируется бюджет и надо работать над бюджетом 2024 года. Следующий, 2024 год очень непростой, потому что есть проблемы со сбором налогов, но и вообще мы находимся в макроскопической среде — надо учитывать все внешние факторы.
— Почему в парламенте мы видим скромное представительство участников СВО?
— Весной мы с вами обсуждали тему участников СВО как потенциальных депутатов. Наверное, я не могу вспомнить никого, кроме Ягодзинского. Был еще Шепель из Братска. По факту состоялся только один. Скорее всего, это связано с тем, что Иркутская область географически находится далеко от горячих мест. Но я знаю, что и депутатский корпус, и губернатор, и мэр Иркутска очень много делали для организации гуманитарных коридоров и продолжают делать. И есть идея строительства госпиталя для участников СВО на территории ИВАТУ. Поэтому в этом смысле работа этого созыва должна быть внимательна к таким темам.
— Про «энергетическую» группу — представителей энергетики — что скажете?
— Мы помним, какой была первая постановка вопроса: 20 человек энергетиков хотели бы видеть в Заксобрании. Потом аппетиты были снижены — потому что удалось отбить такие аппетиты. Очень четкую позицию по этой теме занял губернатор.
Но я не думаю, что энергетическая группа оставила свою идею влияния на парламент. Я не смогу сказать вам с точностью как в суде, но на мой вкус, порядка семи мандатов они имеют. Я знаю, что энергетики тайно финансировали ряд участников процесса. Эти кандидаты не афишировали свою принадлежность к группе энергетиков. Однако это не значит, что энергетики вообще отказались от участия в формировании Заксобрания. Поэтому у них, конечно, есть лоббисты. Они очень быстро себя покажут и проявят, как только начнутся предметные обсуждения энергетических проблем. А эти проблемы просто ломятся в повестку дня.
Первый вопрос — это, конечно, актуальнейшая тема налогообложения майнинга. Во-вторых, вопрос такой: деятельное или не деятельное осуществление самого энергетического хозяйства в Иркутской области? Мы же видим, что происходит: столбы падают — за 60 лет они сгнили. Каждый день мы имеем информацию о том, что электричество будет отключено в том или ином районе Иркутска. В Иркутском районе огромная проблема с подключением новых производственных объектов, нового жилья, социальных объектов.
С моей точки зрения, конечно, нам нужно осваивать тему энергетического обеспечения промышленности и бытовых нужд населения в нашей области. Нужны новые мощности, и они должны располагаться в правильных местах — не на севере же, в Катангском районе, близ Ковыкты. Это должно быть на юге области, где живут люди, где есть промышленность. Это все предмет дискуссий, предмет обсуждений.
Меня очень беспокоит, что содержательной дискуссии мало. Я не скажу, что она не идет, но мне кажется, что Михаил Хардиков выиграл бы, если бы он стал инициатором профессиональных дискуссий в соответствующем кругу экспертов и общественности, для того чтобы мощность и потенциал Иркутской области наращивались и развивались, а не просто эксплуатировались. Я думаю, что инвестиционная составляющая здесь должна увеличиваться. Этот запрос существует.
Кроме того, я заметил, что и Минэнерго, и Генпрокуратура говорили на Дальневосточном форуме об этой теме. Если энергетики не будут предлагать какое-то нормальное меню по развитию энергетического потенциала нашей области, то специально обученные люди государства начнут свою работу.
— Что скажете про КПРФ? Успехи у них не очень. Что же, по-вашему, будет дальше?
— КПРФ стоит только пожалеть, потому что сейчас они попали в глубочайшую яму. Причем, я думаю, они к этой пропасти шли почти сознательно: нельзя подменять повестку дня личными вопросами. Сергей Левченко сделал ошибку, хотя по-отцовски его понять можно. Но с этим процессом по Андрею Левченко КПРФ потеряла диалоговый тренд с теми, кто спонсировал и помогал КПФР в прошлые годы. Поэтому обвалиться до четырех мандатов с 18 — это ужасно. Я не разделяю фетиш Евгения Сарсенбаева, который выступил спонсором своих единомышленников в Ангарске. Они не получили мандатов в одномандатных округах. Поэтому, в общем, это фиаско. И конечно, на федеральном уровне уже сказано, что Иркутская область перестала быть «красной» — так оно и есть. Честно говоря, я считал, что КПРФ наберет от 5 до 8 мандатов.
— Каковы перспективы «Новых людей», несмотря на то, что у них всего два депутата?
— Сейчас разложилось так: два мандата у «Новых людей», два — у ЛДПР, два — у «СР». Мне позиции этой партии симпатичны — они обращены в будущее. Они обращены к молодежи: я всю жизнь работаю в университете с молодежью, мне эта среда очень хорошо известна и понятна. Поэтому чем мог я старался помогать ребятам. Но в целом чего-то они все же недоучли. Однако уроки будут ими выучены, ошибки учтены. Мне очень симпатичен лидер этой партии Алексей Нечаев. И конечно, я считаю, что с ребятами надо продолжить работу в части определения их функционала в Заксобрании. Я считаю, что в парламенте они могут взять на себя тему бизнес-законодательства, она им ближе. Несмотря на то что их двое, они могут найти в этой части единомышленников, могут быть созданы депутатские группы по этому направлению с членами других партий, и они могут эту работу начать. Это может стать для них фирменным знаком. Кстати, это очень способствовало бы им в их попытках занять места в муниципальных думах, в муниципальной исполнительной власти. Поэтому надо продолжать свою работу, и у «Новых людей» все получится.