Франция поддерживает Казахстан и Узбекистан в усилиях по реформированию и модернизации, способствует диверсификации партнерских отношений, поддерживает их независимость и суверенитет, а также желание укрепить связи с Европой, подчеркнула администрация президента Макрона.
«Наша задача состоит в том, чтобы продолжать присутствовать в этом регионе, который мы знаем и в котором давно работаем вместе с Европейским союзом и нашими американскими партнерами».
AFP утверждает, что «на фоне конфликта в Украине влияние РФ в регионе как ключевого экономического и военного партнера центральноазиатских стран ослабевает». В «гонке за влияние» участвуют, кроме США и ЕС, также Китай и Турция, указывает AFP. В свете этого президент Франции решил посетить Центральную Азию вместе с министрами промышленности и внешней торговли, также его в поездке будут сопровождать главы крупных французских энергокомпаний и промышленных предприятий.
В рамках визита Макрона в Казахстан и Узбекистан пройдут экономические форумы с участием французских компаний. Что касается безопасности, то Франция действует вместе Узбекистаном и Казахстаном против угроз терроризма и незаконного оборота наркотиков, особенно связанных с Афганистаном. Этот визит, как отметили в Елисейском дворце, предоставит возможность Франции укрепить динамичное культурное сотрудничество с обеими странами. В частности, в Казахстане до 2024 года планируется открыть школы с углубленным изучением французского языка.
Это ответный визит президента Франции Эммануэля Макрона в Астану и Ташкент. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посещал Париж в начале ноября прошлого года, а глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев — в конце того же месяца.
Казахстан и Франция утвердили «дорожную карту» по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству до 2030 года. Франция входит в пятерку крупнейших стран-инвесторов, вложив в экономику Казахстана 17 миллиардов долларов. На сайте Акорды сообщается, что Казахстан и Франция совместно реализуют эффективные проекты в сферах энергетики, горнодобывающей и легкой промышленности, строительства, аэрокосмической сферы, машиностроения, здравоохранения и пищевой промышленности.
Для Франции это тоже тема номер один. Макрону нужно договориться об увеличении поставок урана из Центральной Азии. Более 80% электрогенерации страны вырабатывается на атомных электростанциях.
Франция, по словам депутата Европарламента Тьерри Мариани, нуждается в поставках около 10 тонн руды урана в год, чтобы обслуживать атомные реакторы компаний Electricite de France (EDF), сообщило РИА Новости. После потери рынка Нигера и других африканских стран объемы сырья можно возместить за счет увеличения поставок урана из Казахстана и Узбекистана.
Взамен Франция предлагает помощь в строительстве АЭС в этих республиках и технологии по переработке урана. Но, как отмечают эксперты Telegram-канала «Взгляд на Восток», есть проблема. Париж получает уран из Центрально-Азиатского региона или через Россию, или через Азербайджан, поскольку его можно перевозить только наземным транспортом из соображений безопасности. Крупногабаритные узлы и агрегаты для АЭС тоже можно поставлять только этими маршрутами. Поэтому Макрону, прежде чем договариваться с Астаной и Ташкентом о наращивании уранового топлива, предстоит уладить разногласия с Москвой и Баку, а их теперь немало.
Так, например, Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра совместно с исследовательским центром Paperlab провели опрос граждан Казахстана на тему «Отношение казахстанцев к строительству АЭС». Большинство опрошенных высказалось за то, чтобы при строительстве АЭС Казахстан сотрудничал с российской компанией — за такой вариант проголосовали 23,3% респондентов. К концу года Казахстан намерен определиться, какая компания выступит партнером по строительству атомной электростанции. Об этом сообщил генеральный директор «Казахстанских атомных электрических станций» Тимур Жантикин.
«В Узбекистане переговоры с российским Росатомом идут сложно, продолжаются уже пять лет. Но есть и серьезные подвижки. И я думаю, что мы все-таки придем к тому, что большой договор будет подготовлен и подписан, потому что это необходимо прежде всего Узбекистану. Нет у нашей страны других альтернатив».
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин считает, что визит Макрона в Центральную Азию имеет важное значение для укрепления позиций Франции на международной арене и в региональных контекстах.
«Визит нужно рассматривать в нескольких измерениях. Во-первых, измерение глобального позиционирования Франции, которая сейчас вынуждена отступать по всем фронтам из Африки, теряя свои традиционные сферы влияния. Это серьезный удар для имиджа и веса Парижа на международной арене. Благодаря активизации Франции в Центральной Азии, в первую очередь в Казахстане и Узбекистане, Макрон, таким образом, демонстрирует, что Париж силен и диверсифицирует свои внешнеэкономические и внешнеполитические контакты и в целом позиционирует себя как глобальный игрок с широкой сеткой партнеров по всему миру».
В региональном плане, считает эксперт, важно рассматривать этот визит в контексте усиливающейся активности западных стран в Центральной Азии.
«За последнее время состоялось беспрецедентное количество различного рода саммитов в формате “5+1” на высшем уровне. Франция вписывается в этот контекст. Основная задача Парижа — встроиться в диверсификацию внешней политики Центральной Азии. Поэтому в силу экономической целесообразности было принято решение сконцентрироваться на двух крупнейших игроках региона — на Казахстане и Узбекистане».
По его мнению, возможно, будет продвижение французских энергетических проектов в регионе. Франция себя позиционирует как страна технологически продвинутая. Другой вопрос, что большая часть подписанных ранее соглашений между Францией и странами ЦА, сопровождавшихся подписанием многомиллиардных контрактов, не реализована.
«Поэтому на те документы, которые будут подписаны по итогам визита, нужно будет смотреть достаточно критично, насколько они будут тверды, будут ли это декларации о намерениях или планы по реальным проектам, от этого будет зависеть успех французской дипломатии».
В Казахстане ожидается также открытие Французского агентства развития (ФАР), которое сможет предоставлять финансирование, скупать местные компании и вкладываться в инвестфонды.