Автошколы латают парк

С какими проблемами столкнулись обучающие водителей организации. Многие автошколы в России могут закрыться до 2025 года. Об этом сообщил председатель правления профильного союза Александр Ачкасов. Причина в том, что из-за роста цен и проблем с поставками учреждениям сложнее будет закупать новые машины. По словам эксперта, проблемы, связанные с техобслуживанием автомобилей, уже начались.

И участники рынка надеются на поддержку государства, отмечает, господин Ачкасов: "На чем мы обучали? Это Volkswagen, Kia, Hyundai и российский автопром. Стоимость автомобиля в зависимости от комплектации — механическая или автоматическая коробка передач — варьировалась от 500 тыс. руб. до 650 тыс. руб.

На сегодняшний момент те же машины, которые у нас есть, тот же Polo, например, стоит уже 1,8 — 2,2 млн руб.

С такими ценами у нас нет возможности пополнять свой автопарк, а учебные машины быстро набирают промежуточный пробег до техобслуживания.

При этом расходы на ТО — замену масла, тормозных колодок, запчастей, резины — увеличились в разы. То есть у нас на сегодняшний день очень сложно, практически невозможно пополнять материально-техническую базу, покупать новые машины. Надеюсь, что государство обратит на нас внимание, либо в стране появятся производства качественных и недорогих авто".

Впрочем, с такой оценкой согласны далеко не все участники рынка. Так, президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что ситуация не столь критична, а о закрытии образовательных учреждений говорить преждевременно.

Проблемы с пополнением автопарка, по словам собеседницы «Ъ FM», можно будет решить за счет импортозамещения: "Заявление о том, что автошколы будут массово закрываться — преувеличение. Мы адаптируемся вместе со всей страной и не ожидаем никакого массового закрытия. Я являюсь членом рабочей группы Минэкономразвития по антисанкционным мерам воздействия, которая рассматривает различные варианты поддержки бизнеса, в том числе и автошкол. Для них, как и для всего бизнеса, отменили все проверки, продлили сроки действия документов, лицензий, заключений, разрешений.

То есть все сосредоточены на том, чтобы выстоять, выдержать. И, конечно, мы не собираемся ни сдаваться, ни закрываться. Тем более президент сделал заявление о том, что авторынок будет пополняться с помощью импортозамещения. Цены должны быть доступны для граждан, и, естественно, для юридических лиц, коим является наша образовательная организация.

Надеемся, что в 2022 году спроса на услуги увеличится, потому что водительская профессия всегда нужна, важна и для себя, и в личных целях. Кстати, во время кризиса, как показывает статистика, все формы переподготовки, когда люди ищут какие-то другие ниши, специальности и так далее, именно водительское удостоверение становится наиболее востребованным".

Рост цен на машины не напрямую, а косвенно влияет на бизнес, отмечает директор сети автошкол «Вектор» Андрей Иващенко. По его словам, из-за того что купить машину в России стало сложнее, многие, кто еще недавно хотел получить права, отказываются от этой идеи: "Количество проданных машин напрямую связано с числом обучающихся в автошколе. Сейчас учеников стало меньше, и продажи упали, а новых автомобилей некоторых марок на 70−80%.

Выход для автошкол есть: многие подобные учреждения не имеют своего автопарка, а заключают договора аренды с инструкторами с личным транспортом".

По итогам 2021 года водительские права после обучения в автошколах получили около 1,6 млн человек, что на 18% больше, чем в 2020-м.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».

Андрей Загорский.