Цель проекта Кодекса — совершенствование и развитие действующего законодательства в сфере социальной защиты, в частности, приведение норм в соответствие международным стандартам и рекомендациям, развитие поддержки семьи, материнства и детства, содействию занятости, повышение эффективности менеджмента в системе специальных социальных услуг, статуса и профессионализма социальных работников, внедрение практики профилактики социальных рисков в республике, обеспечение качества услуг и эффективности мер по социальному обеспечению.
Как отмечается, в действующей нормативной правовой базе были заложены начальные этапы развития системы социального обеспечения для вхождения страны в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Принятие нового проекта Кодекса обусловлено необходимостью разработки и внедрения долгосрочной, эффективной и устойчивой модели социального обеспечения как одного из факторов вхождения республики в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Новая редакция проекта Кодекса направлена на заложение основ форсированного развития отрасли для обеспечения соответствия уровню стран ОЭСР и укрепления правовых основ развития системы социального обеспечения, повышение благополучия социального уязвимых категорий граждан, их вовлечение в активную социальную и экономическую деятельность.
В проекте Кодекса отражены следующие основные направления:
приоритет поддержки материнства и детства как фактор национальной демографической политики;.
развитие рынка труда и новые подходы к организации содействия занятости;.
помощь малообеспеченным семьям в повышении материального благополучия;.
cовершенствование системы специальных социальных услуг;.
социальная защита лиц с инвалидностью;.
дальнейшее совершенствование пенсионного обеспечения;.
социальная поддержка для лиц, потерявших кормильца;.
приведение отдельных норм социального обеспечения к уровню международных стандартов;.
цифровая социальная карта семьи;.
повышение профессионализма и статуса социального работника.
К социально-экономическим последствиям в Минтруда относят улучшение качества жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в помощи, повышение степени их социальной защищенности, а также создание им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.
Как ожидается реализация новелл проекта Кодекса по дальнейшему развитию системы социальной защиты населения предполагает дополнительные финансовые затраты республиканского бюджета на:
1) повышение уровня пенсионного обеспечения:
поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии до 70% величины прожиточного минимума (ПМ), максимальной — до 120% величины ПМ% к 2027 году (2023 год — от 60% до 100% ПМ, 2024 год — от 65% до 105% ПМ, 2025 год — от 70% до 110% ПМ, 2026 год — от 70% до 118% ПМ, 2027 год — от 70% до 120% ПМ);.
повышение максимального дохода для исчисления пенсий по возрасту с 46 до 55-кратного месячного расчетного показателя, что соответствует 70% средней зарплаты по стране за прошлый год;.
поэтапное введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (2023г. — 1,5%; 2024 г. — 2,5%; 2025 г. — 3,5%; 2026 г. — 4,5%; 2027 г. — 5%);.
установление привязки базовой пенсии с 2028 года к размеру минимальной заработной платы;.
2) социальная поддержка лиц с инвалидностью:
выравнивание размеров государственных социальных пособий по инвалидности лицам с инвалидностью с детства третьей группы с 1,2 ПМ до 1,4 ПМ,
установление привязки государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца с 2028 года к размеру минимальной заработной платы,
введение с 2025 года института независимых экспертов по заочному освидетельствованию;.
3) социальная поддержка семей, имеющих детей:
увеличение периода выплаты государственного пособия по уходу до 1,5 лет, в том числе перенос в госпособие по уходу за счет республиканского бюджета граждан, имеющих стаж участие менее 6-ти месяцев;.
субсидирование обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат в случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет;.
увеличение пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени до 7,4 МРП;.
4) социальная поддержка для лиц, потерявших кормильца:
увеличение единовременной выплаты на погребение для получателя пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий до 35 МРП (более 110 тысяч тенге).
Дополнительная потребность на реализацию данных новелл составит:
в 2023 г. — 77,8 млрд тенге;.
в 2024 г. — 75,1 млрд тенге;.
в 2025 г. — 94,1 млрд тенге.
За 3 года расходы Государственного фонда социального страхования составят 246,9 млрд тенге.
В целом дополнительная потребность на реализацию проекта Кодекса по дальнейшему развитию системы социальной защиты населения составит:
в 2023 г. — 341,9 млрд тенге;.
в 2024 г. — 471,9 млрд тенге;.
в 2025 г. — 674,6 млрд тенге.
Итого за 3 года расходы на социальную защиту составят 1 488,3 млрд тенге.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 16 сентября.