В данный момент белорусским автовладельцам для передвижения по территории РФ и российским автомобилистам для поездок по Беларуси требуется один из двух вариантов: оформление на территории своей страны «Зеленой карты» либо национального полиса в стране посещения — ОСАГО в России и ОСГОВТС в Беларуси.
Планируется, что закон об объединенной автостраховке союзные парламентарии одобрят в марте 2023. Об этом недавно заявили в Российском союзе автостраховщиков. Сейчас документ проходит согласование.
Почему единая страховка — это важно?
По словам исполнительного директора бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван, введение полиса, действующего и на территории Беларуси, и на территории России, избавит от необходимости покупки при каждой поездке дополнительных страховок.
«Все можно будет сделать один раз через “одно окно” при покупке национального полиса ОСАГО, заключив при желании одновременно соглашение о расширении покрытия», — отметил он в комментарии Sputnik Беларусь.
Собеседник считает логичным, чтобы такой договор заключался в виде электронного документа, аналогично электронному авиабилету, поскольку модельным законом предусмотрено, что подтверждением страхования является наличие договора в автоматизированных системах.
Сколько будет стоить полис?
Один из вопросов, который волнует многих автовладельцев — будет ли единый ОСАГО дороже, чем существующие страховки в Беларуси и России? Вот что говорят об этом в бюро.
«Стоимость полиса с покрытием на территорию всего Союзного государства, естественно, будет выше стоимости стандартного национального полиса, так как будет включать в себя дополнительные риски по возмещению ущерба не только в своей, но и в соседней стране. Но бремя этой дополнительной нагрузки будут нести только те водители, которые выберут для себя территориальное расширение», — констатирует собеседник.
Он предположил, что новый полис будет актуален прежде всего для жителей приграничных регионов, грузоперевозчиков, совершающих регулярные поездки в другую страну.
«Стоимость расширения, как и базового полиса ОСАГО, будет определяться законодательством той страны, на территории которой он оформляется. Те, для кого новый продукт окажется неинтересен, смогут по-прежнему для разовых коротких поездок покупать “Зеленые карты”, — подчеркивает исполнительный директор бюро.
Напомним, в настоящее время при выезде в Россию из Беларуси на личном авто нужно покупать отдельную страховку. Как правило, полис на 15 дней для легковых машин стоит 10 евро, на месяц — 19 евро, на год — 108 евро.
Отдельные «Зеленые карты» действуют для выезда в Украину и Молдову, еще одна категория страховок с другими ценниками — во все остальные страны мира.
Может ли единый полис появиться в странах ЕАЭС?
Разработчики закона ранее заверили, что объединенный ОСАГО может работать не только в Беларуси и России, но и в будущем также в Казахстане, Армении и других странах ЕАЭС.
«Система будет открыта для любой страны, которая захочет стать ее участницей, и в первую очередь — для стран ЕАЭС», — акцентировал Разуван.
Конкретных сроков пока нет
В разработке модельного закона, помимо Российского союза страховщиков, участвовало Белорусское бюро по транспортному страхованию. Там нам сказали, что нормы будущего закона о едином ОСАГО комментировать пока преждевременно — еще могут возникнуть концептуальные вопросы, по которым, чтобы достичь согласия, потребуется какое-то время.
«Говорить конкретно по срокам (одобрения закона — Sputnik) мы не можем на сегодняшний день. Единственное, что этот закон подготовлен и сейчас проходит стадию согласования с заинтересованными и компетентными органами», — уточнили в белорусской организации.
Там отметили, что договор о едином ОСАГО улучшит жизнь автовладельцев. Но как эти страховки будут получать граждане обеих стран, пока неясно.
«Предстоит поэтапная работа, необходимо будет внести изменения в национальные законодательства, которые регулируют вопросы этого вида страхования. Чтобы система заработала, нужно подготовить подзаконные акты», — подчеркнули в бюро.
Собеседник добавил, что конкретика станет более прозрачной после того, как закон одобрят союзные парламентарии, когда в нем не будет замечаний и разногласий.