Застрявшие в сети. Волгоградские пациенты стали заложниками технологий

Сформированные поликлиниками направления доходят до органов МСЭ через несколько месяцев.

Источник: АиФ-Волгоград

Казалось бы, электронные сервисы развивают с целью сделать нашу жизнь лучше, комфортнее, динамичнее. Но почему-то порой получается с точностью до наоборот…

Потерялись где-то по дороге.

Ещё с конца прошлого года различные инстанции начали получать эмоциональные жалобы пациентов поликлиник, для которых были составлены направления в органы медико-социальной экспертизы. Там должны были решать вопрос об установлении им инвалидности, от чего напрямую зависит выплата пенсий, пособий, предоставление льгот, получение льготных лекарств.

Но увы — проблема в том, что из поликлиник сформированные направления отправлялись, а до органов МСЭ не доходили по несколько месяцев. Как выяснилось, причиной стала цифровая программа. Ситуация характерна не только для нашего региона.

60-летний волгоградец Дмитрий Александрович К. — один из таких пострадавших. Он пришёл в свою районную поликлинику к врачу-онкологу с вопросом установления группы инвалидности, так как заболевание стало серьёзно прогрессировать. Обошёл необходимых врачей и стал ждать вызова на медико-экспертное обследование. Однако прошёл месяц, но ни из поликлиники, ни из бюро МСЭ ему никто так и не позвонил.

«9 февраля я сам позвонил в бюро МСЭ и спросил, почему же так долго рассматривают документы, — рассказывает Дмитрий Александрович. — А мне в ответ: в отношении вас никаких документов не поступало. Вопрос: а где они целый месяц гуляют?!».

Действительно, где? Оказывается, их поглощает Интернет, точнее, электронные ресурсы введённой в прошлом году цифровой платформы — единой информационной госсистемы здравоохранения (РЭМД ЕГИСЗ).

Функционал этой системы устроен так, что в поликлиниках документы выкладывают в этот РЭМД, затем они уходят на федеральный сервер, там учитываются и направляются в территориальные бюро МСЭ Волгоградской области. Но направления пропадают на несколько месяцев в недрах цифровой платформы, и никто не может внятно объяснить причины происходящего.

Остаётся только ждать?

Сложность заключается ещё и в том, что предъявлять претензии к местным чиновникам здесь неуместно. За новую платформу отвечают Минздрав и Минтруд России, управляют программным алгоритмом в Москве. Ни обл­здрав, ни региональное бюро МСЭ на ситуацию повлиять не могут, не считая жалоб в министерства.

Тем временем, по имеющейся информации, счёт пострадавших из-за застрявших в сети документов волгоградских инвалидов идёт на сотни.

Ещё удивителен тот факт, что до введения в действие РЭМД ЕГИСЗ такая проблема не могла возникнуть даже теоретически. Бумажное направление из поликлиники максимум за час-два доставлялось курьером в соответствующее бюро МСЭ, и за несколько дней вопрос рассматривался. Так что цифровой прогресс получается как минимум странным…

Комментарий.

Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев:

— Обращения по указанной ситуации от волгоградцев к нам поступают уже второй год, вообще такая проблема на территории Волгоградской области возникала и в начале 2022 года. В тот период был установлен 271 факт задержек в прохождении электронных направлений. В адрес профильных федеральных органов власти направлено несколько обращений по данной проблеме, однако ситуация не меняется.

При этом как граждане, так и работники медицинских учреждений справедливо акцентируют внимание на том, что подобные технические сбои в указанной цифровой системе создают угрозу утечки персональных данных больных, а также ограничивают их в праве на своевременное получение от государства дополнительных мер социальной поддержки. Выход очевиден — «пропавшие» электронные направления необходимо дублировать в привычном бумажном варианте, что мы и предлагаем сделать профильным структурам.

Удивляет очевидное — зачем такое неистовое стремление всё оцифровать, если эффект от этого против граждан?!