Инженерия обмана: как «разводят» доверчивых крымчан

СИМФЕРОПОЛЬ, 5 мар — РИА Новости Крым, Галина Оленева. Число телефонных «атак» мошенников в Крыму продолжает расти, как и суммы, которые доверчивые люди переводят злоумышленникам. Почему так происходит, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Почему атакуют Крым

«В целом по Крыму происходит рост успешных атак мошенников, и это совпадает со статистикой Банка России. Но по всей стране падает количество таких происшествий и растет средний чек, а по Крыму растет как количество обманутых клиентов, так и суммы. Это связано с тем, что мошенники заинтересованы не только экономически, но и идеологически, поэтому эти атаки на Крым могут быть даже более массовыми, чем на другие регионы России», — рассказывает начальник отдела информации и информационно-технического обеспечения АО "Генбанк’Серегин.

Однако есть и хорошие тенденции: несмотря на количество атак на клиентов и рост списаний, в Крыму быстро растет сумма сохраненных денег.

«Очень много клиентов, которым позвонили мошенники, уже понимают, с кем имеют дело, сообщают об этом банку, и средства удается сохранить», — поясняет эксперт.

Такая тенденция, по его словам, связана, в том числе, с усилением работы самих банков в части информирования клиентов о мошеннических угрозах, о новых схемах и о том, как действовать при поступлении сомнительного звонка.

Мошенники уходят в мессенджеры

«Мессенджеры — очень простой и удобный для мошенников инструмент. Компании, которые ими владеют, являются иностранными, и не слишком охотно взаимодействуют с государством. На запросы Центробанка или МВД России ни Viber, ни WhatsApp отвечать не будут. Опять же по причине геополитической. Мошенникам это выгодно: указал в качестве имени название банка, и все — можно пытаться звонить», — продолжает специалист.

В этой связи число мошенничеств с использованием мессенджеров растет, в частности в Крыму их рост отмечен в первом квартале текущего года.

Такая ситуация актуальна не только для республики, но и для остальной России, подчеркивает начальник управления противодействия кибермошенничеству «Сбербанка» Сергей Велигодский.

«Раньше мы видели, что звонки практически в 100% шли с телефонов АВС-нумерации. Сегодня, когда и государство, и операторы начали предпринимать действия по блокировке телефонного трафика, видим, как звонки перетекают в другие каналы, в том числе в мессенджеры», — отметил Велигодский в рамках межотраслевой конференции взаимодействия по борьбе с подменными номерами на площадке медиагруппы «Россия сегодня».

При этом, по его словам, самый распространенный сценарий, который сегодня используют аферисты — звонок от имени сотрудников полиции, а большинство звонков осуществляется с территории Украины.

Обманывают все чаще

По словам другого спикера конференции, директора департамента обеспечения кибербезопаснотси Минцифры Владимира Бенгина, абсолютный пик по объему телефонных мошенничеств с подменных номеров в России пришелся на лето 2022 года.

«Он был вдове больше, чем в 2021 году в любой пиковый день. Но где-то с июля заработало много различных механизмов, с помощью которых мы начали снижать объем таких вызовов. С июля по февраль их объем снизился на 57%», — констатирует Бенгин.

И тоже подчеркивает, что аферисты стали перетекать в другие каналы связи. Аналогичную картину показывает и статистика МВД по Крыму: только за прошлую неделю из 52 зарегистрированных в республике случаев мошенничеств, 21 факт связан с использованием социальных сетей, мессенджеров и интернет-сайтов. А установка сторонних приложений и переход по ссылкам обошелся восьмерым крымчанам в 827 тысяч рублей.

В частности, аферисты предлагали скачать некое приложение для «сохранения» денежных средств. После его установки и ввода персональных данных с банковских счетов списывались деньги.

Как не дать себя обмануть

По словам экспертов, сегодня в России разрабатывается общая платформа верификации телефонных вызовов — к 2025 году к ней должны будут присоединиться все отечественные операторы мобильной связи.

Основной целью ее работы станет недопущение мошеннической подмены номеров, и, как считают специалисты, это действительно поможет распрощаться с телефонными обманщиками. Проблема мессендежеров будет решаться сложнее. Пока главный инструмент — бдительность самих граждан.

«На уровне каждого гражданина главной мерой противодействия является бдительность. Обращайте внимание, кто вам звонит, через какой канал — сотовая связь, Viber или WhatsApp, и что именно сообщают. Банки, а равно как и представители силовых ведомств, не звонят гражданам через мессенджеры. При любых сомнениях, прекратите разговор и самостоятельно через сотовую связь наберите номер банка, указанный на обратной стороне банковской карты. Будьте бдительны и будете в безопасности», — резюмирует крымский эксперт Игорь Серегин.