Нападение с помощью украинского беспилотника было предотвращено в поселке Новом Гиагинского района Адыгеи. При падении вражеского дрона никто из местных жителей не пострадал. Незначительно была повреждена хозяйственная пристройка на одной из ферм.
Глава республики Мурат Кумпилов заявил, что держит ситуацию на личном контроле. Позже в Минобороны сообщили, что беспилотник отклонился от траектории полета и упал благодаря подразделениям радиоэлектронной борьбы.
Подобной атаке подверглась нефтебаза в Туапсе. Жители города глубокой ночью услышали сильный взрыв. Около 7 утра пресс-служба ГУ МЧС России по Краснодарскому краю сообщила, что в хозяйственном строении на территории нефтебазы, расположенной на улице Индустриальной в Туапсе, произошел пожар. Позже в Минобороны подтвердили, что это была атака украинского беспилотника.
Никакого разлива нефтепродуктов не было зафиксировано, однако площадь пожара составила около 200 кв. метров. Всего в тушении участвовало 32 спасателя и 11 единиц техники. Первые сообщения о пожаре на территории предприятия поступили в 02:15, спустя 15 минут огонь локализовали, а к 03:00 потушили полностью.
Напомним, что в акватории Черного моря периодически замечают беспилотные самолеты-разведчики НАТО. Они вылетают с территории американской военной авиабазы, расположенной на острове Сицилия в Италии. БПЛА не нарушают воздушное пространство, но часто совершают маневры вблизи акватории Крыма и Краснодарского края. Последний раз беспилотник был замечен 6 марта. Насколько он связан с атакой дронов — неизвестно.
Повторится ли крымский сценарий
Практически с самого начала спецоперации атаки украинских беспилотников были зафиксированы в Крыму. Всего за год с начала спецоперации насчитывается более десяти подобных инцидентов. Руководство полуострова уверяет, что жители и гости Крыма находятся под надежной защитой, системы ПВО работают в усиленном режиме и ситуация контролируется.
Несмотря на это, турпоток в Крыму в 2022 году упал на 50% в сравнении с годом до начала спецоперации. Причиной стали частые атаки украинских беспилотников, считает журналист Андрей Кошик:
«Напомню, что, по данным АТОР, в прошлый сезон число туристов в Крыму, подвергавшемся атакам беспилотников периодически, сократилось на 50%. Несмотря на предпринимаемые Минобороны и экстренными службами меры безопасности, условный житель Новосибирска или Москвы не раз подумает, чтобы решиться на поездку. Все-таки курорты Крыма находятся в непосредственной близости от зоны столкновения, а с большой землей его связывает только один относительно безопасный путь — уже подвергшийся атаке Крымский мост».
Туапсе стал самой дальней точкой России, куда долетали украинские дроны. Учитывая, что беспилотник упал на базе нефтехранилища, можно сделать вывод, что ВСУ преследовали цель значительно повредить стратегический объект.
При этом причиной возможного падения турпотока может стать не столько опасения за безопасность, сколько снижение реальных доходов граждан и общий уровень напряженности в обществе. Но и здесь власти могут компенсировать этот вопрос.
«Закрыть вопрос с туристическим сезоном власти могут, например, путем приобретения за бюджетный счет путевок семьям участников боевых действий, им самим на время отпуска. На сайте Госзакупок уже есть несколько подобных тендеров, которые убьют сразу двух зайцев — и станут мерой социальной поддержки семьям военнослужащих, и увеличат турпоток на российские курорты. Открытым остается вопрос — где взять на это деньги».
Волноваться не стоит
По сравнению с Крымом туристический поток в Краснодарском крае остался на прежнем уровне. Курортная привлекательность по-прежнему всесезонна. К тому же семьям участников спецоперации предлагают путевки для отдыха, как и самим военнослужащим, вернувшимся с фронта. Только за новогодние праздники край посетило порядка 120 тысяч человек.
На данный момент в Краснодарском крае продолжает действовать средний уровень реагирования, как и во всех приграничных с зоной спецоперации регионах. Сам по себе режим не вводит никаких ограничений. Отдельным указом на Кубани запрещен запуск беспилотников.
Желтый уровень террористической безопасности продолжает действовать в Темрюкском районе. Оперативные и спасательные службы, медицинские учреждения продолжат работу в режиме повышенной готовности. В местах массового скопления людей усилены патрули и досмотры машин. Подобный режим действует с момента теракта на Крымском мосту, который произошел в октябре прошлого года.
Уже сейчас вопрос безопасности на курортах выходит на первый план, поскольку ежегодно Краснодарский край принимает большое количество отдыхающих со всей России. Туристы могут быть спокойны, никакой опасности на территории Кубани им не грозит, считает депутат Госдумы Иван Демченко.
«Краснодарский край максимально защищен от разного рода угроз. Как с суши, с воздуха, так и с моря. К лету вопрос безопасности выходит на первый план, так как Кубань традиционно, принимает отдыхающих со всей России, а также из зарубежья. Для всех стратегически важно обеспечить не только приятный, но, в первую очередь, безопасный отдых. Во многом успешность работы штабов достигается за счет высокого уровня объединения усилий различных структур. Силовые, спасательные, аварийные службы становятся единым механизмом, работающим на упреждение опасностей. Как итог, мы имеем безопасные курорты, куда приезжают ежегодно миллионы россиян», — заявил парламентарий.