История «кривого» генплана: как центр Владивостока получился таким, какой он есть

Архитектурная история первых лет жизни города у моря.

Источник: PrimaMedia.ru

История централизованного городского планирования в России берет свое начало с XVIII столетия. А именно с реформы Екатерины II. Город приобретает черты многофункционального центра, который должен быть, в понимании того времени, удобным для жизни и иметь, если не все, то по крайней мере основные для этого сооружения. Однако подобный подход невозможно осуществить без проведения огромного количества работ. Из них, в конечном итоге, рождался упорядоченный план будущего поселения — еще одно ноу-хау эпохи. Фактически, привычный нам квартал появляется в России в это время. Помимо эстетической он имел еще множество неочевидных функций, например, борьбу с крупными пожарами. Собственно, города нового облика часто строились на пепелищах. Так постепенно в стране реконструировались старые и появлялись новые города, а общая идея где и что строить преображалась и дополнялась, получив свое воплощение в Строительном уставе разных изданий.

Военный пост Владивосток появился в 1860 году. Первое поручение по его планировке было отдано областному землемеру М. И. Любенскому лишь через четыре года в 1864. А исполнено сильно позже.

Любенский приступил к работе лишь во второй половине 1867 года. Задержка была связана с вопросом — где быть городу и порту? Существовали варианты переноса в залив Святой Ольги или Посьет. Владивосток же должен был остаться военным постом. Однако эти идеи остались нереализованными, поэтому работа по распланировке будущего города стартовала. Итоговый вариант его изысканий был представлен уже в 1868 году.

Фактически план представлял из себя классическую для того времени схему с регулярными улицами и прямоугольными кварталами между ними. Однако Любенскому пришлось учитывать уже имевшуюся застройку и сложный рельеф, поэтому некоторые кварталы по склонам Алексеевского хребта получились трапециевидными, часть улиц были более узкими, чем предписывалось. А кое-где предусматривались диагональные проезды, например, Почтовый переулок.

С востока естественной границе стал овраг (современная Светланская 85−87), который вплоть до начала XX века был городской свалкой. На север кварталы были распланированы вплоть до кладбища (Покровский парк). Южная часть заканчивалась там, где сейчас располагается Морской вокзал. Дальнейшая застройка города осуществлялась именно по этому плану.

К главным недостаткам схемы Любенского относят игнорирование общественных пространств — в городе не было запланировано ни парков, ни площадей, а также, несмотря на отступление от норм, слабая работа по вписыванию кварталов в рельеф.

К тому же, из-за несовершенной схемы распределения земли, Владивосток застраивался неравномерно, так как зажиточные горожане могли выбирать землю на пологих участках. Проблемой стало и то, что к востоку от распланированной зоны горожане стали стихийно строить себе дачные домики. Тем не менее, именно реализация этого плана заложила основы будущего исторического центра нашего города.

Первые годы Владивосток рос очень медленно, в основном благодаря частному сектору. Все изменилось в начале 70-х годов XIX века. Из Николаевска-на-Амуре в новый пост был переведен «главный порт с морскими учреждениями». Мало документально утвердить решение, необходимо построить соответствующую инфраструктуру, которая не вписывалась в план 1867 года. Портовые постройки возводились довольно быстро. Уже в 1872 году на пространстве от современного Морского вокзала до Луговой силами строительной части управления портов Восточного океана было построено около 50 сооружений различного назначения — пристани, казармы Сибирского флотского экипажа, флигели госпиталя, цеха судоремонтных мастерских, склады, гауптвахта.

Активные работы продолжались и в последующие годы. Так, за территорией будущего Дальзавода появилась небольшая офицерская слобода, а на южных отрогах Алексеевского хребта, ограниченная с запада засыпанным ныне Гайдмакским оврагом, а с востока долиной ручья Госпитального расстраивалась матросская слобода (район современных Светланской, Ивановской и Горной). Долгое время она была, за исключением, пожалуй, каторжной слободы, которая заслуживает отдельного рассказа, самым отдаленным районом Владивостока.

В основе продолжения городской застройки по-прежнему лежала упомянутая выше регулярная планировка с прямыми улицами, образующими четко выделяемые кварталы. Например, жилье для матросов было запланировано в 26 кварталах по 4−6 участков в каждом, примерно по 10 соток, если переводить в современные меры. Они образовывали полноценную сеть из меридианных и параллельных улиц.

Появление во Владивостоке порта очень быстро привело к буму в гражданском строительстве, ведь пост стал перевалочным пунктом для товаров, идущих вглубь края, и важным торговым центром, где отгружались продукты сельского хозяйства и рыбного промысла. Как грибы после дождя росли новые дома, торговые и складские здания, гостиницы. Новая гавань привлекала десятки судов. Строительная часть порта не справлялась с объемами работ. После учреждения «Городового положения» в 1875 году Дума сразу же столкнулась с тем, что имеющийся план Любенского устарел — в нем отсутствовали четко определенные границы, а значит, было непонятно, где дальше можно выделять участки. При этом земельные резервы постепенно заканчивались.

1876−1879 прошли под знаком упорядочивания и благоустройства. Вдоль улиц копались ливневые стоки, через глубокие овраги строились мосты. Была спланирована цепочка улиц вдоль моря, которые позже были объединены в современную Светланскую. Были попытки составления нового генерального плана, который бы позволил не ограничиваться временными решениями. Составленная областным землемером Помаскиным схема была рассчитана на 50 тысяч жителей и на 20 лет вперед. Однако, этот вариант был сочтен преждевременным, так как именно тогда вновь начались дискуссии о переносе порта в залив Святой Ольги. В итоге спор закончился ничем, а Владивосток продолжил существовать одновременно и как гражданская и как военная гавань.

Новый виток развития города стартовал в 80-х годах XIX века. По свидетельствам первого историка нашего города Матвеева, после известия о том, что переноса порта в Ольгу не будет, «город ожил». Стали появляться капитальные здания, вновь вырос спрос на землю. Дума вновь обращается к Помаскину с просьбой решить насущную проблему с землей путем распланирования земли на южном побережье Золотого Рога. Согласно замыслу под застройку отдавался участок от реки Объяснения до Голдобинского мыса.

Проведена и работа над ошибками. В плане присутствуют специально выделенные места под разбивку общественных садов. Работа вновь была выполнена и тут же отклонена вышестоящим начальством. Как было сказано: «До решения вопросов обороноспособности Владивостока». И действительно, обороноспособность нового города, а, вернее, военного порта. волновала генерал-губернатора куда сильнее. Уже с августа 1880 года начинается активное военное строительство, которое наложило свой отпечаток на застройку на долгие годы вперед.

В это время возводятся 13 новых и перевооружаются 15 существовавших батарей. На вершинах холмов Алексеевского хребта сооружаются малые форты и люнеты. Земля вокруг отчуждается в пользу военных. В результате город оказывается с севера отрезан от возможности расти в долину Первой речки, а с юга — на полуостров Голдобина.

В 1882 году Дума вновь пытается выйти с утверждением плана Помаскина. Рассмотрение вопроса длилось год. И снова неудача. На этот раз как «составленный не по инструкции МВД». Переписка о необходимости составления и утверждения нового плана велась до 1885 года. Одновременно с этим кое-где удавалось продавливать запреты военных. Так, все же удалось начать некоторое некапитальное строительство на Голдобина и отрогах Алексеевского хребта. Однако в южной части бухты действовал не только запрет военных. В будущем там планировалось возвести дворец наместника Дальнего Востока, что требовало огромное количество земли.

Думе из-за недостатка места пришлось активно поработать над исправлением рельефа. Засыпались овраги, делались отсыпки на косогорах, создавались новые улицы. Например, в это время появились Первая и Вторая портовые (часть Светланской и Пушкинская соответственно), Абрекская, Манчжурская, Японская, Тунгусская и другие улицы. От старого порта (Морской вокзал) до Адмиральской пристани (33 причал) строится набережная с гранитной пристанью, а болотистую почву на месте центральной площади осушают. Благодаря этому удалось перенести рынок в район Семеновского ковша (стадион Динамо), а на его месте устроить сквер, который со временем стал городским садом.

Отдельная страница — строительство железной дороги, которое было стартовало во Владивостоке в 1891 году. Существовало два варианта. Первый — через долину реки Объяснения. Долгий и сложный, требующий мостов и туннелей. Второй — по берегу Амурского залива. Тут проблемой было то, что дорога пролегала прямо через городские кварталы. Однако, она могла пройти прямиком через старый порт дальше вглубь полуострова Шкота. В конечном итоге именно этот вариант и был реализован. Вдоль Транссиба стали вытягиваться и улицы города.

В 1889 году Владивосток был официально объявлен крепостью. Начались работы по проектированию и строительству нового оборонительного обвода, который проходил значительно дальше. Ограничения на застройку военными были сняты. После чего началось активное освоение Куперовой пади. Улица Китайская была продлена и соединена с Океанским проспектом (ныне его часть). Параллельно ему появились еще две улицы — теперь это Комсомольская (сильно урезанная новой застройкой) и Проспект Красного знамени. Примечателен этот район тем, что впервые во Владивостоке архитектор Коновалов отступил от принятых норм и вписал шесть пролегающих по рельефу ломанных улочек, перпендикулярно пересекающих обозначенные выше дороги. На современной карте не найти даже их следов, но в начале XIX века этот район выглядел именно так и был полностью застроен частными домами.

В эти годы активно развивалась и городская промышленность. В основном это было обслуживание транспорта, пищевая и обрабатывающая индустрии. Разрастались судоремонтные мастерские. А в районе Первой речки появились вагоностроительный и механический заводы, мельница, и множество других предприятий. Однако, стихийная застройка местности вызвала обеспокоенность в генерал-губернаторстве. Владивостоку снова было предложено составить четкий план дальнейшей застройки. Дума вновь пыталась протолкнуть проект Помаскина, но он снова был отвергнут. Следы трех встречных предложений теряются в архивах. Таким образом, к началу нового столетия наш город пусть и имел устоявшуюся планировочную схему, тем не менее, не имел единого четкого плана дальнейшей застройки.

Список источников.

1. Н. П. Матвеев. «Краткий очерк истории Владивостока» // ПКПБ им. А. М. Горького — pgpb.ru/digitization/document/2417/

2. Г. В. Алферова Русские города XVI—XVII вв.еков / Г. В, Алферова. М.: Стройиздат, 1989 — 216 с.

3. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения / Аникеев В. В., Обертас В. А. Владивосток.: Дальнаука, 2007 — 259 с.