Байкальский лед притягателен. Каждую неделю на лед выходит, выезжает или даже выползает несчетное количество граждан. И каждый буквально день слышим: там провалился автомобиль, там кого-то сбило «Хивусом», там трещина становая на несколько десятков километров… Сколько же еще времени в этом году мы сможем наслаждаться нашим чудом света?
Прошедшей зимой Байкал замерзал «не по плану», сообщила начальник отдела гидрологических прогнозов Иркутскгидромета Елена Степкина на пресс-конференции ИА «Интерфакс». Обычно лед на озере образовывается с севера на юг в январе. А этой зимой сначала замерзла южная часть Байкала, а потом уже северная. На юге озера ледостав наступил на 26 дней раньше нормы, а на севере — на пять дней позднее нормы.
В настоящее время толщина льда на Байкале практически стабильна, и лед еще должен крепнуть. Максимальную прочность он, согласно многолетним наблюдениям, набирает в третьей декаде марта. Так что переправа на Ольхон еще будет работать, как минимум до конца марта. Около поселка Хужир на Ольхоне лед имеет толщину в метр.
В МЧС с ними полностью согласны: ветра и потепление привели к тому, что на Байкале образовывается огромное количество торосов и нажимов, расползаются становые и просто большие трещины. А в Слюдянке у берегов лед уже начал таять, образовывая пространства открытой воды. Но это — традиционно.
По байкальскому льду хочется не только побегать, но и покататься. Зимой 2022−2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них — полные. Погибших нет, пострадавшие отделались мокрой одеждой и переохлаждениями. Ну и штрафами — за выезд на лед в неположенном месте. Кстати, штрафы эти признаны компетентными структурами недостаточными для того, чтобы отбить у автомобилистов желание покататься по льду вне переправ, и сейчас законодатели рассматривают вариант кратного увеличения. Ну, а те, кто провалился, еще и оплачивают подъем автомобилей из-подо льда.
Чтобы погулять подальше от берега, туристы и просто отдыхающие пользуются услугами судов на воздушных подушках — «Хивусов». Это очень прибыльное дело — по словам Сергея Заболотского, заместителя начальника полиции Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, на Байкале работает около сотни «Хивусов»: в среднем 30−40 на Ольхоне и около 50 в Листвянке. И не факт, что у всех у них есть разрешения на перевозку пассажиров или лицензии. Лучше пользоваться услугами тех перевозчиков, которые не поленились получить все нужные для работы документы. Всего в ходе зимнего сезона 2022−2023 годов транспортными полицейскими было проверено более 60 судов, 17 судовладельцев привлечены к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии.
А вообще при выходе на байкальский лед следует четко уяснить: лед никогда не будет полностью безопасным. Становая трещина может образоваться прямо у вас под ногами, а снежное пятнышко может прикрывать нерпичий «продух» или небольшую полынью. Поэтому не гуляйте в одиночку, не уходите далеко от берега и держите мобильный в защищенном футляре.