В Москве откроют еще одну платную дорогу

Московские власти пообещали к концу этого года достроить и открыть движение по Северному дублеру Кутузовского проспекта. Таким образом, в городе за год появится уже вторая после Московского скоростного диаметра платная трасса. Шестиполосная дорога, в которую частные инвесторы вложили 65 млрд руб., свяжет «Москва-Сити» и МКАД — это расстояние можно будет проехать за 17 минут. Тарифы еще не названы, но уже известно, что деньги с автомобилистов будут списывать на ходу — без традиционных пунктов взимания платы и шлагбаумов.

О планах достроить и открыть движение в этом году по Северному дублеру Кутузовского проекта мэр Москвы Сергей Собянин заявил в пятницу, во время объезда объекта. Готовность дороги оценивается в 75%, заявил гендиректор АО «Новая концессионная компания» (с ней правительство Москвы заключило концессионное соглашение) Денис Янев.

Напомним, строительство дороги началось в 2019 году. Шестиполосная трасса начинается от «Москва-Сити», затем проходит вдоль Белорусского направления Московской железной дороги до пересечения МКАД с Молодогвардейской улицей, где должна влиться в платный обход Одинцово. «Чтобы не мешать окружающей застройке, дублер проложили вдоль путей МЦД-1, — заявил Сергей Собянин.— Почти половина трассы пройдет по эстакадам, мостам и путепроводу». По словам мэра, дублер разгрузит Можайское шоссе, Кутузовский проспект, МКАД и улучшит транспортное обслуживание 700 тыс. человек.

От «Москва-Сити» до МКАД можно будет доехать за 17 минут, обещают в мэрии.

Северный дублер Кутузовского проспекта — первая дорога в Москве, которая построена полностью на деньги частного инвестора, поэтому проезд по ней будет платным. Ранее, в январе 2023 года, плату за проезд ввели на Московском скоростном диаметре, построенном за бюджетные деньги. Новая концессионная компания, входящая в группу управляющей компании «Лидер», вложила в Северный дублер Кутузовского проспекта 65 млрд руб. Тарифы еще не объявлены. В департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы, отвечая на запрос «Ъ» в конце 2022 года, поясняли: размер платы за проезд рассчитают перед вводом дублера в эксплуатацию.

Пока лишь известно, что на дороге будет применяться система оплаты без шлагбаумов (об этом заявил в пятницу господин Собянин), аналогичная той, что уже используется на федеральных дорогах ЦКАД и М-12.

Ее начнут тестировать в мае, заявил Денис Янев.

«Вряд ли на начальном этапе цена за проезд будет высокой, — считает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Не исключаю, что город или инвестор будут даже компенсировать часть цены за проезд. То есть это будет не та цена, которая заложена в финансовой модели соглашения. Ориентироваться по стоимости стоит на северный обход Одинцово, где проезд наличными стоит 500 ₽, по транспондеру — 327 ₽». Параметры, которыми будет руководствоваться концессионер при установлении цены, установлены соглашением, говорили ранее в мэрии. Среди них — тарифы «сопоставимых» дорог.

Научный руководитель института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин считает, что по дублеру будет проезжать не менее 60 тыс. автомобилей в сутки.

«Для определения тарифа нужно понимать, кто за счет дороги будет экономить время. Например, люди, которым быстро нужно попасть с северного обхода Одинцово в центр», — поясняет эксперт. Он не исключает, что тариф за проезд по дублеру будет высоким, близким к ценам на головном участке М-11 (считается одним из самых дорогих в РФ). «Любая платная дорога экономит время, — продолжает господин Блинкин.— Одно дело, если речь идет об экономии 30 минут для людей с низким доходом, их время стоит дешево. Но большая часть контингента нового дублера — это высокообеспеченные люди, для которых сэкономленное время дороже, чем плата за проезд». Петр Шкуматов считает, что дорога будет востребована, в частности, жителями самого «элитного направления в Москве — западного».

Иван Буранов