Хобби и ты: какие необычные увлечения объединяют петербуржцев

Свободное время все люди проводят по-разному: за просмотром сериала, чтением книги или занятием спортом. Однако некоторые предпочитают довольно необычные хобби. Например, выращивают дома сотни кактусов, собирают гигантские коллекции спичечных этикеток, ухаживают за лягушками и рисуют картины… на черепах. «МК в Питере» поговорил с представителями разных сообществ и узнал, с чего начиналось увлечение и к чему оно привело.

Любовь с первой колючки.

Геометрия стеблей, форма их роста, тонкие колючки и — о чудо! — даже цветки. Все эти тонкости и нюансы до темноты могут обсуждать участники Санкт-­Петербургского клуба кактусистов — это люди, которые коллекционируют и выращивают кактусы и другие суккуленты. Между прочим, это официальный клуб, которому в этом году исполнилось 64 года. В его сообществе «ВКонтакте» состоит порядка 2,5 тысячи человек, поклонников этих неприхотливых на первый взгляд растений.

«Кактусы и подобные им растения привлекают внимание непохожестью на все то, что есть в окружающей нас природе, — вдохновенно рассказывает председатель петербургского клуба кактусистов Юрий Беляев. — Я начал этим увлекаться в далеком детстве, у нас дома всегда были цветы, и главным цветоводом была мама, хотя несколько кактусов считались папиными. Благодаря этому интерес и возник. Это было начало 1990‑х, интернета еще не было, поэтому районная библиотека стала для меня первым источником литературы об этих растениях. А потом я узнал, что в нашем городе есть клуб кактусистов. Зимой 1996‑го я первый раз там появился и до сих пор в нем состою».

Председателем клуба Юрий Беляев стал не сразу, однако продвинуться по «службе» помогло то, что он быстро включился в лекционную работу. Осознанно кактусоводством мужчина занимается почти 30 лет, на пике его коллекция составляла более 600 растений.

«Сперва это была классическая коллекция кактусов, но со временем у меня стали появляться и другие суккуленты. Число растений менялось в зависимости от предпочтений, интересов и по мере накопления опыта. Но со временем я пришел к тому, что хочу не преодолевать трудности, а получать удовольствие от хобби. Поэтому растения, которые по тем или иным параметрам плохо подходили под мои условия, постепенно ушли из коллекции».

поделился Юрий Беляев

По словам кактусиста, расходы на это хобби могут быть разными. Цены на семена варьируются от 50 до 15 тысяч руб­лей. Одни выращивают растения дома, другие строят уличные теплицы. В них, в зависимости от условий, ставят специальные лампы для подсветки, организуют подогрев зимой, вентиляцию летом. А еще закупают субстраты, удобрения, средства защиты и многое другое.

«Еще одна сторона увлечения — это поездки по местам произрастания в Африке и обеих Америках. Это, конечно, недешевое мероприятие, и позволяют его себе единицы. Но зато какое удовольствие — увидеть любимые растения на их родине, в естественной среде, а не в горшках на подоконниках!» — восхищается Юрий Беляев.

Незатухающие глаза.

Другое необычное сообщество Петербурга — клуб филуменистов «Невский факел». Он образовался в послевоенные годы, но официальный отсчет идет от принятия первого устава в 1958 году. Филуменисты занимаются коллекционированием спичечных этикеток. Однако для них это не просто рисунки на коробках, а настоящие картины, отражающие вехи истории нашей страны.

«Меня в детстве родители хотели ­чем-нибудь занять и стали отдавать пустые коробки из-под спичек, — рассказывает председатель клуба филуменистов Андрей Петров. — Я с ними играл и потихоньку втянулся. Потом оказалось, что за 15 копеек можно купить 100 штук разных картинок в “Союзпечати”. Представляете, какое это было открытие для ребенка? Затем я нашел клуб коллекционеров, попал на выставку этикеток, и это меня еще больше раззадорило. С тех пор я участник “Невского факела”, а теперь еще и председатель».

В Советском Союзе, рассказывает Андрей Петров, коллекционирование спичечных этикеток было относительно популярным занятием. Дело в том, что в прошлом за год выпускали более 10 тысяч различных рисунков. Они считались произведением мелкой графики наравне с открытками и утверждались в специальном комитете, вспоминает председатель клуба. Изображения на спичечных коробках были абсолютно разной тематики: театры, музеи, писатели, поэты, художники, спорт, балет и, конечно, космонавтика.

«Меня часто спрашивают, как оценивать этикетки. Это делается по следующим параметрам: сохранность, комплектность и тематика. Разброс цен на них может быть очень большой. Рядовые изображения идут от 1 ₽­ля, сувенирные могут стоить от 50 ₽­лей. Но на аукционах цена за них может быть 10−30 тысяч руб­лей. Например, серия “Черный балет” или “Вой­на и мир” — это не просто этикетки, а настоящие картины», — восхищается Андрей Петров.

Как рассказывает филуменист, по сравнению с советскими временами его коллекция считается маленькой — 20 тысяч этикеток. В прошлом, делится Андрей Петров, в клубе даже проводили лекции о том, как правильно оформлять альбомы с изображениями, чтобы этикетки потом можно было безопасно отклеить.

«Очень грустно постоянно говорить “а вот раньше было”. Но когда связь была только по дисковым телефонам, на собрания приходили 20−30 человек, стараясь не пропускать ни одной встречи. В 1990‑х мы перестали проводить лекции. Сегодня соцсети заменили живое общение. Выставки организовать стало сложно. Но в клубе еще остались энтузиасты, у которых по-прежнему горят глаза», — делится Андрей Петров.

Кстати, клуб филуменистов «Невский факел» раньше был частью Общества коллекционеров Петербурга. Его участники собирают различные старые вещи. Одни увлекаются виниловыми пластинками (дискофилы), другие — карманными календарями (филотаймисты), третьи — морскими раковинами (конхиофилисты) и так далее. Кроме того, еще с советских времен в Северной столице существовал клуб аквариумистов и цветоводов. А в Сети можно найти петербургское сообщество, посвященное рыбкам гуппи и уходу за ними.

Фрагофаны.

В Северной столице и Ленобласти, о болотах которых россияне шутят не переставая, есть люди, которые стоят на страже здоровья и жизни… лягушек и жаб. В 2007 году петербуржец Николай Шабанов создал в соцсети «ВКонтакте» группу «Клуб любителей лягушек», которая на сегодня является одной из самых крупных: в ней более 1600 подписчиков, что много, учитывая узкую направленность сообщества.

«Мне просто симпатичны эти маленькие скользкие создания. Когда я создавал группу, думал, будем там делиться смешными картинками про животных, — смеется Шабанов. — Спустя время я модерирование группы забросил, а потом зашел в нее и увидел, что она живет своей жизнью. Люди писали на стене, спрашивали, как растить лягушек, как их воспитывать, вскармливать и лечить».

В итоге у клуба появился еще один руководитель — Антон. В квартире у мужчины небольшой зоопарк: в одном аквариуме живет пять карликовых лягушек, в другом — две шпорцевые, а в террариуме обитает дальневосточная жерлянка. Периодически он подбирает и лечит раненых амфибий, а затем отпускает их на волю. Наш собеседник — настоящий профессионал в вопросах, которые касаются жаб и лягушек. Однако, рассказывает мужчина, заботиться о таких питомцах непросто. Например, если они заболеют, обычный ветеринар вряд ли поможет, а найти грамотного герпетолога (ученый, который изу­чает амфибий. — Прим. ред.) крайне сложно. Поэтому петербуржец через соцсети пропагандирует бережное отношение к амфибиям.

«В советское время в ДОСААФ заводчику не давали породистого щенка даже за деньги, пока он не пройдет специальные курсы. По моему мнению, это должно относиться к любому питомцу. А с хладнокровными все намного сложнее, заболевания у них протекают совершенно иначе, даже обычное воспаление выглядит по-другому. Считается, что самые бедные питомцы — это красноухие черепахи, но им помогают, их лечат. Аквариумными лягушками никто не занимается, нам в группу пишут со всей страны и даже зарубежья с просьбой подсказать, как спасти питомца, потому что не могут найти ни информации, ни герпетолога», — сетует Антон.

Живи на полную.

Еще одно необычное сообщество мы нашли в одной из тату-студий. В полуподвальном помещении работают художники, которые рисуют картины не на полотнах, а на черепах. Произведения искусства в импровизированной мастерской создают буквально с нуля: из гипса отливают полые черепа, которые затем красят из пульверизатора. Полки здесь завалены всевозможными видами красок, инструментами, кистями разных форм и размеров, бутыльками и не только.

За полтора года существования мастерской в ней создали более 300 уникальных черепов, рассказывает автор идеи Дмитрий Бушин. Например, одна из работ посвящена жизни и творчеству Иосифа Бродского, другая сделана по мотивам картин австрийского художника Густава Климта, третья — дань творчеству солиста группы «Король и шут» Михаила Горшенева. На нетривиальных холстах художники обычно изображают великих, по их мнению, людей: творцов, писателей, поэтов, музыкантов и не только. Например, одна из последних картин посвящена сотрудникам МЧС, которые спасают жизни людей во время завала.

«Черепа интересны взрослым, состоявшимся людям, которые знают, чего они хотят. Они смелые, не подвержены предрассудкам и, как правило, ­чем-то увлечены», — рассказывает Дмитрий.

По словам художника, на таком гипсовом черепе можно изобразить что угодно, границ для творчества нет. При этом предмет, на котором изображена картина, придает ей дополнительный смысл, подтекст. Для самого Дмитрия все началось с простого увлечения черепами.

«Я работал татуировщиком, и в 2016 году у меня была клиентка Алина, мы с ней сделали один орнаментальный эскиз. Она знала про мою любовь к черепам. Купила гипсовый, покрасила его черной краской, а потом, пока ездила в метро с работы домой, доставала его из сумки и белой ручкой рисовала такой же орнамент, как на ее татуировке. Без эскиза, карандашного наброска. Я когда его увидел, был сильно впечатлен», — вспоминает Дмитрий.

Несколько лет идея создавать черепа-­картины ждала своего часа. Лишь в 2021 году художники взялись за дело. Очень скоро выяснилось, что такое украшение интерьера многим нравится. По словам Дмитрия Бушина, люди даже выделяют целые стеллажи для того, чтобы коллекционировать разрисованные черепа.

«Череп для меня — это символ жизни, — резюмирует художник. — Он говорит мне о том, что завтра может не наступить, поэтому надо жить ярко сегодня».