Самолет-ночник и 111 машин! Пожарный создал парк игрушечной спецтехники

Максим Фролов может собрать пожарную машину по памяти.

В пожарной охране Максим Фролов 24 года: как оказался во время «срочки» в пожарной команде, так уже и не смог покинуть эту стезю. На службе он управляет автомобилем, а дома своими руками собирает миниатюры пожарных и спасательных машин. Сейчас в его стеклянном стеллаже стоят 111 моделей техники. А еще есть самолет МЧС России, который Максим переделал в ночник.

Купил для сына, а родилась дочь.

Наталья Шувалова, hab.aif.ru: Какой техникой приходилось управлять на службе?

Максим Фролов: Я с 2003 года вожу пожарный автомобиль в Хабаровске. За 20 лет что только не водил. Как говорится, что ездит, на том и едем. Начинал с ЗИЛов 130-х, 131-х, сейчас в подразделении КАМАЗы, выезжаю на вызовы и на автолестницах. Современная техника с прежней не сравнится, конечно. Раньше, чтобы забрать воду, надо было прослезиться от выхлопных газов, потому что газоструи были. А сейчас кнопку нажал и все.

— Как решили сами начать делать машины, пусть и уменьшенные?

— Совершенно случайно. В 2016 году я был в Железногорске и зашел в магазин, где продавались … трудно их назвать моделями, скорее сказать, игрушки. В продаже была пожарная линейка техники, и я решил купить моделей восемь. Думал, сын родится, играть будет, а родилась дочь. Так и стояли они у меня в комнате. Потом я еще докупил из этой же линейки несколько штук, и их стало 12. Сейчас их уже нет, отдал все в детский садик. С них все и началось, хотя тогда о моделизме я ничего особо не знал.

— А как узнали?

— В интернете прочитал, ролики стал смотреть. В нашей стране очень много людей, кто занимается моделизмом — авиация, железная дорога. Чуть позже познакомился с наборами, которые нужно самому полностью собирать и красить. Ведь купить готовую модель и поставить на полку — это неинтересно, хочется самому ее сделать.

— Как происходит процесс сборки?

— Приходит набор, там детали. Кабина, рама, все узлы и агрегаты, полностью все отдельно и к ним схема сборки. Сам все изучаешь. Есть лицензионные производители, у них все с инструкцией, а есть мастера-одиночки, они делают на 3D-принтерах детали. Вот у них нет ни схем, ничего. Cобирая такую модель, ты полностью все изучаешь в интернете — фотографии, механизмы, устройства.

Есть в магазинах готовые разукрашенные модели, хочешь — покупай — ставь на полку. Но мне нравится самому собирать, красить. Схема сборки пожарного автомобиля для меня, честно, даже не нужна — я знаю устройство машины «от и до». А вот технику, с которой ни разу не сталкивался на практике, сложнее собирать.

Ватные палочки и шнурки.

— Первая машина, которую вы сделали сами, сохранилась?

— Ох, на нее без слез сейчас и не взглянешь. Но она у меня здесь. Не выбрасываю, хочу диораму из нее сделать. Что-то наподобие заброшенной техники.

— Такую же, как уже сделали про ваше подразделение?

— Да, что-то подобное. К слову, диораму впервые попробовал сделать только в этом году, и она у меня получилась буквально за один день. На ней автоцистерна 99 пожарно-спасательной части и инсталляция.

Вышло все спонтанно. Давно у меня лежал пластиковый бокс от модели без дела. В него вместилась модель, и осталось свободное пространство. Решил немного добавить антураж и тут разыгралась фантазия: здесь даже собаки «действующие» есть, они у нас на территории части живут.

Модель автомобиля частично функциональна: лафет двигается, пеналы выдвигаются как на оригинальной машине для облегчения личному составу работы с ПТВ, кабина откидывается. Даже двигатель в красный цвет окрасил, как на оригинальной машине.

— Какие материалы используете в работе?

— В моделизме в ход идет, пожалуй, всё. Начиная от ватных палочек и заканчивая целлофаном от упаковки. На инсталляциях есть фигурки пожарных с рукавом. Рукав — это шнурки. Так посмотришь и не поймешь, я его загрязнил, полугайки сделал, главное чтобы по масштабу все подходило.

— Как выбираете модели для сборки?

— У меня изначально цель была собрать модели автомобилей, на которых сам работал. Собрал три машины. Производитель моделей, которые я собираю, производит их раз в месяц. На продажу выкладывает четыре-пять экземпляров: это и гражданская техника, и военная, и всякая. Поэтому приходится долго ждать, так как пожарные автомобили там появляются редко. Технику МЧС в белой раскраске я начал собирать, чтобы просто расширить линейку. Собирать было нечего, а хотелось. Вспомогательной техники тоже много.

— Как появилась авиация?

— Тоже решил расширить горизонты. Самолет Бе-200 я сделал в качестве ночника, выброс воды имитируется ватой.

— На многих моделях нанесены номера, названия. Вы их делали с оригиналов?

— Да, у меня есть копия пожарной лестницы 30 пожарно-спасательной части, ещё с учебной пожарной части модели машин, на которых я работал. Модели созданы один в один, даже госзнаки. Правда, на автолестнице я сделал лебедку, в оригинале ее нет. Так она смотрится брутальнее. А чехол сымитировал — это целлофан. Он защищает от дождя и влаги, а под ним пульт управления.

Один интересный факт: в оригинале решетки на автофарах идут красные, но на нашей технике в Хабаровске они почему-то черные. Вот я их тоже выкрасил в черный. Еще есть автомобиль — насос дымоудаления. За его образец брал реальную технику со второй пожарно-спасательной части, по его фотографии и сделана модель. На 3D-принтере напечатали запчасти, а грунтовал и красил уже сам.

— Каким инструментом пользуетесь, чтобы создать такую красоту?

— Так как я не профессиональный моделист, рабочим инструментом становятся все подручные средства. Из косметички жены позаимствовал кисть, кусачки, пинцет, пилочку. Есть даже скальпель хирургический, ножи, скотч модельный, сверла. Есть, конечно, и профессиональный инструментарий.

— Сколько времени занимает сборка моделей?

— Моделизм очень затягивает, особенно эти наборы. Когда я только с ними познакомился, время пролетало незаметно. В основном занимаешься, когда дома один. Включаешь музыку и отдыхаешь. Самая быстрая модель заняла день — утром сел, вечером готово, а дальше, как сохнуть будет. Бывает, торопишься, покрасишь, начинаешь что-то делать, а лак не подсох и раз — заляпал и испортил. В моделизме спешить вообще нельзя.

Музыкальный МАЗ.

— Есть какие-то «модельные» планы?

— За количеством я не гнался никогда. И никогда не считал себя профессиональным моделистом. У меня даже аэрографа нет, я крашу все баллончиком. От него многое зависит в моделизме. А вообще у меня есть в планах кое-какие образцы. Например, лестница американская Сигрейв. Она стоит сейчас у нас в Специализированной пожарно-спасательной части. Хотел бы сделать её себе в коллекцию, застал, когда она была ещё в боевом расчете. Это был год 2005. Но её сложно найти.

— У вас на стеллаже есть место, где размещены медали. Это ваши?

— Здесь есть и мои медали, и медали отца. Они здесь в память о нем. Он был военный, служил в мотострелковых войсках. А я ребенок гарнизона — танки, БТРы, самоходки. Все детство прошло в полку. Поэтому хочу еще сделать 3−4 модели военной техники.

— Какие еще модели есть у Вас в коллекции?

— Их много: это и передвижной лафетный ствол, и пожарный щит, и автомобиль газоводяного тушения, и пожарный автопоезд (в простонародии передвижной пожарный водоем), и образцы советской техники, и многие другие.

— Есть какой-нибудь секрет в вашей работе?

— Да. Я всегда работаю под музыку. И есть у меня в коллекции один МАЗ с символикой группы «Алиса». Такой техники на самом деле нет, это моя фантазия. Собрал МАЗ, а на тент нанес изображение граффити, которое нашел в интернете. Точно такую же картину поклонники рок-коллектива нанесли на одно из зданий в Санкт-Петербурге. Вот так и посвятил одну модель своей любимой группе.

— А правда ли, что у машины есть душа?

— В каком-то смысле да. Не погладишь — не поедешь, а если серьезно — главное чтобы у водителя была душа и болела хоть немного за технику. Даже вот модели старые собираю, они мне намного интереснее, чем современная техника. Потому что когда собираешь все эти узлы, ходовую часть, чувствуешь простоту и надежность всего этого. Сейчас много в современной технике электрики, пневматики, раньше была одна механика. Открыл, закрыл, все.

Спецтехника — не модельки.

— Перейдем от маленьких машин к большим. Как обычно проходит служба?

— Есть постоянная проблема: припаркованные во дворах автомобили. Даже если ты заехал во двор, втиснулся, а потом пожарный не может рундуки открыть, так как все везде припарковано. Он просто сбоку не может протиснуться. А у автолестницы так вообще есть понятие «вылет лапы».

Это от полутора до трех метров только в одну сторону. Иногда приходится заезжать на газон, и нам делают замечания. Мне кажется, управляющие компании и ТСЖ должны специально огораживать территорию для спецтехники, а жители домов прогонять друг друга, если кто занял это место.

— Как маневрируете?

— Хорошо запомнился случай. Когда работал на автолестнице, мы заехали во двор очень длинного дома. Мне пришлось одну сторону колес пропускать по тротуару, где люди ходят. Туда пробрался, а развернуться негде. Это была весна. Днем все таяло, ночью замерзало. Темно было. Когда сдавал назад, заднюю часть автомобиля заносить стало на припаркованные автомобили, попытки 3−4 сделал, в итоге меня снесло на припаркованную машину.

К счастью, остановился в нескольких сантиметрах от неё. Что делать? Вышел, попытался «попинать» его по колесу, чтобы хозяин вышел. Сигнализация не работала. При этом я еще и перегородил дорогу «скорой» и пожарному расчету. А если бы их помощь в тот момент потребовалась где-то еще? В общем, с горем-пополам, мы нашли девушку, хозяйку. Оказалось, машина стояла без аккумулятора. Чуть ли не всем двором мы нашли ей аккумулятор, завели. Я отодвинулся от ее автомобиля с помощью «опорных лап», чтобы наши машины не соприкоснулись, и женщина смогла выехать.

Тут подтянулись и другие жильцы дома, разогнали свои авто. И вот только тогда я смог выехать. А сколько раз пожарные двигали машины вручную, не сосчитать. Если не получается проехать, ребята тянут магистральную линию, а это увеличивается расход воды и время.

Хотелось бы обратиться к автолюбителям, чтобы люди понимали: спецтехника в реальности — не модельки, и их рукой сверху не направишь сквозь преграды. Каждая минута, что мы протискиваемся сквозь заросли припаркованных машин — это возможно чья-то жизнь. Подумайте об этом, выбирая место для парковки.